Фото с сайта: wikipedia.org
23 февраля в Германии пройдут досрочные парламентские выборы, которые были назначены в связи с распадом правящей коалиции, состоявшей из СДПГ, партии «Зеленых» и СвДП. В кампании участвуют 29 партий, но лишь 7 из них, по данным опросов, имеют возможность преодолеть барьер в 5%. Наибольшие шансы на победу есть у блока ХДС/ХСС, а главным кандидатом на пост канцлера будет лидер ХДС Фридрих Мерц, при этом самостоятельно сформировать правительство ему не удастся, придется идти на договорённости с другими партиями, прогнозируют эксперты НОМ. Внешняя политика Германии после выборов будет зависеть от состава такой коалиции. Кроме того, большое значение будет иметь то, как сложатся отношения между новым канцлером и президентом Трампом, отмечают эксперты.
Об особенностях избирательной системы страны и законодательства рассказал директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
«После избирательной реформы 2023 года в новом составе Бундестага (нижней палаты парламента) будет всего 630 депутатов (ранее было 735), которых граждане Германии выбирают на 4-летний срок. Право голосовать и быть избранными имеют все граждане Германии, достигшие 18 лет. Выборы в Бундестаг проходят на основе персонализированной избирательной системы: каждый избиратель получает 2 голоса, один голос он отдает за какого-либо индивидуального кандидата, второй голос используется при выборе партии.
Германия разделена на 299 избирательных округов, в каждом из которых проживает около 250 тыс. человек. По старому законодательству господствовал приоритет прямых голосов за отдельных кандидатов, теперь более важное значение имеют голоса, поданные за партийные списки. И если напрямую избранные депутаты входят в партию, не преодолевшую 5% избирательный барьер, то в конечном счете они рискуют не получить депутатский мандат. Исключение составляют независимые (беспартийные) кандидаты, которые в случае победы в округе непосредственно получат место в Бундестаге. В избирательной кампании участвуют 29 партий, из которых лишь 7 имеют реальные шансы преодолеть в избирательный барьер в 5%».
По данным эксперта, рейтинг партий за неделю до выборов выглядит следующим образом: ХДС/ХСС – 29-32%, Альтернатива для Германии (АдГ) – 20-22%, СДПГ – 14-16%, «Зеленые» – 12-14%, «Левые» – 6-8%, «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ) – 4-6%, СвДП – 4-5%.
Нынешняя избирательная кампания в ФРГ характеризуется эмоциональностью и напористостью участвующих в ней политических сил, отмечает, в свою очередь, старший научный сотрудник МГИМО МИД России Артем Соколов. «Борьба за третье место идет между социал-демократами и «Зелеными». Наконец, «Левая», ССВ и либералы балансируют на грани вылета из немецкого парламента из-за невозможности преодолеть барьер в 5%. Появления в бундестаге новых партий по итогам выборов не ожидается», – считает эксперт.
Из-за риска непрохождения барьера тремя партиями новый состав немецкого парламента может оказаться менее представительным, вместе с тем оппозиционная «Альтернатива для Германии» значительно увеличит численность своей фракции, прогнозирует А. Соколов. «Опросы показывают двукратный рост её популярности по сравнению с прошлыми выборами в 2021 г., когда она не без труда боролась за сохранение двухзначного результата (что едва удалось с 10,4%). Однако даже высокие показатели поддержки АдГ сами по себе не являются залогом её участия в формировании правящего кабинета из-за бойкота со стороны других политических сил», – отмечает эксперт.
Представленные в немецком парламенте политические партии были допущены до выборов без серьезных проблем, также было допущено до выборов и большинство малых партий, не представленных в бундестаге, пояснил А. Соколов. «Немногочисленные отказы в регистрации были связаны с несоблюдением партиями формальных требований для допуска к выборам», – рассказал он.
Избирательная кампания проходит в привычном для Германии ключе, основные политические партии достаточно жестко конкурируют между собой за места в парламенте, используя для этого возможности традиционных СМИ и активно агитируя за себя в социальных сетях, отметил Н. Топорнин. «Главными темами кампании, которые волнуют немецких избирателей, являются проблемы социально-экономического характера, борьба с нелегальной миграцией и преступностью, вопросы здравоохранения и образования, военный конфликт между Россией и Украиной», – пояснил эксперт. Немецкий обыватель ощущает утрату основ своего привычного благополучия и ожидает от политиков «возвращения спокойных и сытых времен» эпохи Ангелы Меркель или Гельмута Коля, рассказал Н. Топорнин.
В Брюсселе традиционно стараются дистанцироваться от предвыборных политических дебатов в странах-членах ЕС, тем не менее усиление электоральных позиций правой партии «Альтернатива для Германии» не может не тревожить лидеров Евросоюза. Новым явлением стала поддержка АдГ со стороны ближайшего окружения Дональда Трампа. «Миллиардер Илон Маск принял участие в предвыборном съезде АдГ, призвав немецких граждан голосовать за «Альтернативу для Германии», – напомнил эксперт.
Нельзя сказать, что в Германии есть очевидные «пророссийские» силы, все партии активно продвигают политику, которая направлена на реализацию национальных интересов немецкого государства, но, безусловно, политические позиции по отношению к сотрудничеству с Россией значительно различаются: наиболее позитивно к взаимодействию с Россией относятся «Альтернатива для Германии» (АдГ), «Левые» и «Союз Сары Вагенкнехт», говорит Н. Топорнин.
Судя по данным опросов, оппозиция победит, но АдГ «останется нерукопожатной и будет продолжать пребывать в оппозиции», говорит старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Фёдор Басов. «Правительство сформируют силы мейнстрима – ХДС, ХСС, СДПГ и, если потребуется, «Зеленые». Канцлером должен стать председатель ХДС Фридрих Мерц», – полагает эксперт.
На данный момент очевидно, что на выборах победу одержит блок ХДС/ХСС, а главным кандидатом на пост канцлера будет лидер ХДС Ф. Мерц, считает также Н. Топорнин. «Однако самостоятельно сформировать правительство ему не удастся, придется договариваться с кем-то из более мелких партий. В конечном счете новые направления внутренней и внешней политики будут зависеть от того, кто войдет в правящую коалицию. Это могут быть СДПГ, «Зеленые» и СвДП (в случае преодоления 5% барьера). Сотрудничество с АдГ принципиально пока не рассматривается. С другой стороны, при определенном раскладе не исключена и коалиция СДПГ с «зелеными» и левыми партиями», – прогнозирует эксперт.
Направления изменений политики ФРГ после выборов будут определяться составом новой правящей коалиции, предсказать который сейчас затруднительно, поделился мнением А. Соколов. «Новое немецкое руководство будет стремиться избежать ошибок «светофорной» коалиции и пытаться действовать проактивно в наиболее сложных вопросах внутренней и внешней политики. Многое будет зависеть от того, как сложатся отношения между новым канцлером и президентом Трампом. Политика на российском и украинском направлениях будет определяться общей логикой отношений между Россией и трансатлантическим сообществом, способностями немецкого бизнеса и общества донести до руководства страны идею целесообразности пересмотра российско-германских отношений по наиболее чувствительным направлениям (энергетическая безопасность, торгово-экономические контакты и т.д.)», – убежден эксперт.
Ф. Басов, в свою очередь, полагает, что в отношении России, США и Евросоюза изменений после выборов в немецкой политике не произойдет. «ФРГ будет поддерживать европейское единство и Украину», – констатировал эксперт.
Печать