Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о проблеме избыточности объема домашнего задания в российской системе образования.В далеком 2018 году международное исследование, проведенное по инициативе Департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития, показало, что 15-летние школьники в России тратят на выполнение домашнего задания в среднем 22,6 часа в неделю (для сравнения, юные финны того же возраста жертвовали ради «домашки» 11 часами личного времени).
На следующий год, впрочем, эксперты ОЭСР представили более оптимистические цифры: по их данным, российские школьники тратили на домашние задания 10 часов в неделю. Вот только для прочих стран ОЭСР (США, Южной Кореи, Германии, Канады, Италии и т.д.) среднее значение этого показателя составляло 4,9 часов.
Исследование, проведенное лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, показало, что в среднем российский школьник тратит на выполнение «домашки» около 15 часов в неделю (2 часа 10 минут в день, включая выходные).
Факт наличия «перегрузки детей домашкой» признавала и бывшая глава Министерства просвещения Ольга Васильева. В одном из интервью она прямо заявила: «…ко мне часто обращаются родители, и я с ними соглашусь, что перегруз какой-то сумасшедший идет, начиная с первого класса».
В то же время профильные специалисты сообщают о росте числа детей и подростков с депрессией. Так, еще в 2021 г. эксперты Института имени Сербского заявили о росте показателя депрессивных состояний среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Всего за три года (2016 – 2019 гг.) он увеличился на 70,6%. И есть основания считать, что в немалой степени это связано с избыточной учебной нагрузкой в средних и старших классах.
И этот «перегруз» не компенсируется качеством или объемом знаний у подрастающего поколения. Международные исследования показывают, что далеко не везде объем домашнего задания увязан с высокой эффективностью образовательной системы. Приведем в качестве примера результаты изысканий Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS), посредством которого оцениваются знания по математике в 4-х и 8-х классах. Согласно результатам исследования, в Нидерландах около 20% учеников 4-го класса в принципе не делают домашние задания по математике, но демонстрируют те же результаты, что и их российские сверстники. В Гонконге, Тайване и Японии (вопреки стереотипам) дети получают меньший объем домашнего задания по математике, чем их сверстники из других стран. Но в итоге демонстрируют прекрасные результаты на международных олимпиадах.
Именно поэтому, как правильно
отметил Алексей Аксютенко, развитые государства реформируют систему домашней подготовки. Так, во Франции домашние задания начинают задавать только после завершения обучения в начальной школе. Их отсутствие компенсируют просто: дети остаются в школе каждый день дополнительно на 30 минут, чтобы подготовить заданный материал. В Финляндии, Норвегии и Израиле классической «домашки» нет в принципе. На дом детям задаются задания из рекомендованной части (например, книги, позволяющие в популярной форме освоить ту или иную тему). Потенциальный вред от отсутствия упражнений по закреплению материала компенсируют за счет разработки индивидуальных учебных планов для каждого ребенка.
А что в России? Пока что представители власти либо «выражают обеспокоенность», либо предлагают популистские меры, либо демонстрируют полное непонимание реалий работы системы образования (в том числе – в плане того, что «слоновьи» объемы домашнего задания – прямое следствие дефицита кадров учителей и попыток «впихнуть невпихуемое» в образовательную программу).
Печать