В Кремле подогрели интригу вокруг потенциального преемника Владимира Путина.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что участник специальной военной операции может стать следующим главой государства, написали «Аргументы и факты».
«У нас по конституции может <ветеран СВО возглавить страну>. В конституции чётко прописано, кто может возглавить государство», — сказал Песков в беседе с журналистами, освещающими деятельность Путина.
Обсуждение этой темы началось после февральского послания президента РФ Федеральному Собранию. Тогда Владимир Путин сообщил о новой элите нашей страны — тружениках и воинах.
Участники СВО — подлинные герои и патриоты — должны занять ведущие посты в госуправлении и руководить субъектами РФ, считает он:
«Таким людям, которые думают о стране, живут её судьбой, можно передать в будущем и доверить Россию».
Тогда в экспертной среде допустили, что ветеран СВО может стать преемником Путина.
Но как россияне поймут, что идёт подготовка к этому?
Как граждане могут узнатьГлавный признак преемника — быстрый карьерный рост, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Такой управленец возникает словно из ниоткуда, но это общее место в теории власти, уточнил он.
«Однако применительно к российским реалиям разговоры о преемнике представляются спекулятивными и преждевременными. Лет пять назад часть нашей элиты и экспертного сообщества активно обсуждало тему транзита верховной власти. Сегодня на новом витке они решили вернуться к этой теме. Почему именно сейчас, ведь действующий глава государства полон сил, энергии и идей? И почему речь зашла об участниках СВО?» — обратил внимание наш собеседник.
По его мнению, всё просто. Эти круги не устраивает наметившийся курс на смену элиты и то, что в качестве среды, из которой теперь будут рекрутировать новых управленцев, выбраны участники спецоперации — люди, которые делом доказали преданность стране и пользуются огромным доверием граждан, считает политолог.
Ничем подобным самопровозглашённые элитарии из 1990–2000-х годов похвастаться не могут, а оставлять властные рычаги, понятное дело, не хотят, отметил Вадим Сипров.
«Рассуждать о том, что на смену Владимиру Путину вот-вот придёт вчерашний фронтовик, даже не стоит. По крайней мере потому, что действующий президент понимает получше, чем мы с вами: чтобы занять один из высших постов в управленческой иерархии, надо, помимо таланта, иметь опыт руководящей работы на нижестоящих ступенях, пусть даже полученный в ускоренном режиме. Это необходимое условие», — подчеркнул он.
Перспективы близкие и дальниеТема кадровой ротации в управлении стоит во главе угла внутриполитической повестки, продолжил Вадим Сипров.
Конечно, большинству граждан хочется, чтобы нынешний курс российской власти не менялся, а во главе страны стояла бы команда убеждённых патриотов, уверен он.
«Буквально вчера мы подробно обсуждали опыт подобных изменений в российском управлении с замечательным российским историком Евгением Юрьевичем Спицыным. Он отмечает, что успехи масштабных кадровых ротаций в нашем прошлом были связаны не только с правильным выбором социальной группы, из которой рекрутировались управленцы нового типа, но и с выстроенными карьерными лифтами. Что касается назначений «с пропуском» нескольких ступеней в должностной иерархии лишь на том основании, что назначенец ярко проявил себя на фронте, а также перевода на гражданскую службу успешных полководцев — исторический опыт скорее негативный», — рассказал политолог.
Острой необходимости срочно искать «преемника-фронтовика» нет, полагает собеседник ForPost.
Хотя, безусловно, ветераны СВО будут со временем занимать всё более высокое положение в обществе, и это как минимум логично и справедливо, считает Вадим Сипров.
«Возможно, спустя некоторое время мы увидим и федеральных министров, и вице-премьеров, чья карьера начиналась на полях сражений. А вот в краткосрочной и среднесрочной перспективе стоит ожидать, что наиболее успешные гражданские управленцы, которые сейчас решают задачи, связанные с укреплением обороноспособности страны, получат ещё более высокие должности и обширные полномочия. Наиболее яркий пример такого руководителя — нынешний министр обороны Андрей Белоусов», — заключил руководитель «Института коммуникационного менеджмента».
Кто уже попал наверхВместе с тем уже известно, что участники СВО стали занимать высокие должности во властных структурах.
Например, Артём Жога назначен полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе. О перспективах его работы на этом посту и карьерном росте читайте в нашем материале.
Артём Мельников получил пост вице-губернатора — руководителя аппарата правительства Хабаровского края.
Михаил Сухенко, Роман Кулаков, Алексей Жучков и Максим Дроздов избраны депутатами парламента Севастополя.
И это только начало.
Крупномасштабное задействование ветеранов СВО в отечественной политике, возможно, произойдёт на региональных выборах следующего года, сказал ранее старший преподаватель факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Роман Могучёв.
По его мнению, полноценное их вхождение в государственную жизнь, вероятно, будет во время выборов депутатов Госдумы в 2026 году.
Алексей Лохвицкий
Печать