Фото с сайта: wikipedia.org
28 июля в Венесуэле пройдут президентские выборы. Борьбу за пост главы государства ведут 10 политиков, в том числе действующий лидер республики Николас Мадуро. В случае победы президента велика вероятность, что оппозиция не признает результаты выборов и выведет людей на улицы, тем самым дестабилизируя обстановку в стране, считают эксперты НОМ. Кроме того, в этом случае США могут ввести новые санкции против Венесуэлы. Если же победит оппозиция, что при условии огромной роли военных в политической системе страны маловероятно, то это будет совершенно другая страна, с которой предстоит заново выстраивать отношения, в том числе и России, полагают эксперты.
Основным конкурентом Мадуро на выборах выступает кандидат от крайне правых партий, входящих в Унитарную платформу, Эдмундо Гонсалес. Президентов Венесуэлы избирают сроком на шесть лет.
Избирательная кампания проходила в ожесточенной и очень напряженной обстановке, констатирует директор Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь. «Впервые за десять лет сложилась ситуация, когда крупнейшие основные силы оппозиции сумели выставить единого кандидата Эдмундо Гонсалеса. И у него есть хорошие шансы побороться с фаворитом избирательной гонки, с президентом Николасом Мадуро», – говорит эксперт.
При этом ориентироваться на данные опросов общественного мнения сейчас сложно. «Есть самые разные рейтинги общественного мнения, разные организации показывают разные данные, но большинство сходится в том, что у оппозиционера рейтинг поддержки подчас в два раза выше, чем у действующего президента. Хотя есть и рейтинги, которые показывают, что Мадуро занимает первое место. Везде очень разные критерии подсчета, очень разная методика этих опросов. Но вероятность, что у оппозиции выигрышные шансы, существует», – отмечает Д. Розенталь.
По мнению эксперта, информация о том, что на оппозиционера Гонсалеса и его команду оказывают определенное давление и препятствуют его избирательным мероприятиям в различных штатах страны, может быть во многом правдивой, учитывая, что у президента страны и его администрации значительный ресурс. «Но нужно понимать, что эта избирательная кампания проходит на фоне очень тяжелой, сложной политической борьбы в стране, когда каждое действие той или другой политической команды воспринимается очень остро. Те или иные решения, в частности, отказы в регистрации того или иного кандидата, тоже интерпретируются по-разному с точки зрения тех или иных политических позиций, которые занимают кандидаты. Т.е. позиция правительства и Национального избирательного совета заключается в том, что отказы в регистрации обоснованы и опираются на нормы венесуэльского правосудия. В случае с рядом кандидатов они были вовсе лишены избирательных прав по тем или иным нарушениям. С точки зрения оппозиции эти снятия являются нарушением закона и попыткой не допустить неудобного кандидата к выборам», – разъяснил Д. Розенталь.
До начала избирательной кампании Гонсалес был практически неизвестен, но его выдвинули вместо не допущенной к выборам представительницы оппозиции Марии Корины Мачадо, рассказал главный редактор журнала «Латинская Америка», ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, доктор исторических наук Виктор Хейфец. «Оппозиция утверждает, что рейтинг Гонсалеса от 50 до 65% голосов. Провластные социологи считают, что эти данные как раз присущи Мадуро», - пояснил он. Мадуро контролирует законодательную власть, большую часть избиркома, на стороне Мадуро высшее руководство армии, отмечает эксперт. «За исключением собственно процесса голосования, он контролирует все. Даже несмотря на высокие проценты у оппозиции, большинство венесуэльцев говорят, что Мадуро все равно останется у власти. Т.е. ожидание использования административного ресурса высоко. Но в каких-то случаях Мадуро и не понадобиться административный ресурс. Высокая-низкая явка может оказать серьезное воздействие на результаты выборов. В первом случае повышаются шансы оппозиции, во втором - Н. Мадуро», – отметил эксперт.
Больше всего рядовых избирателей волнует экономический кризис. «Вследствие экономического кризиса правительству Мадуро пришлось пойти на непопулярные реформы рыночного характера. В стране происходила осторожная, но, тем не менее, непрекращающаяся приватизация. На фоне некоторой нормализации отношений с США в стране в прошлом году наблюдалась стабильность. Начался постепенный, осторожный рост добычи нефти. Т.е. какие-то успехи правительство демонстрирует. Другое дело, что эти успехи могут оказаться короткими, если западные страны и в первую очередь США введут новую серию санкции. Это окажет разрушительное влияние на венесуэльскую экономику. И сейчас экономическая ситуация очень тяжелая», – рассказал Д. Розенталь.
Оппозиция в стране раздроблена и договориться большому числу оппозиционных партий достаточно сложно. «На Гонсалеса оказывает огромное влияние, наверное, самый популярный кандидат от оппозиции – Мария Корине Мачадо. Её не допустили до выборов, и сейчас она активно поддерживает Гонсалеса, ездит с ним в избирательные туры, выступает за более скорую приватизацию, рыночные реформы, рост среднего класса, приватизацию энергетического сектора. И вот здесь есть определенные расхождения с представлениями чавизма о развитии страны с представлениями оппозиции о том же», – говорит Д. Розенталь.
Если на выборах победит действующий президент, США могут ввести против Венесуэлы новую серию санкций, особенно если к власти придет Трамп, прогнозирует эксперт. «Для Вашингтона очень важно участие оппозиции и возможность оппозиции победить. Они стремятся сделать так, чтобы влияние административного ресурса правительства было меньше. Для этого надо обеспечить участие в большом количестве международных наблюдателей, обеспечить равные условия на избирательных кампаниях. И вот на фоне этого идут определенные переговоры. На мой взгляд, вряд ли удастся к чему-то прийти», – полагает аналитик.
Сначала Европейский союз был приглашен участвовать в качестве наблюдателей на выборах, потом это приглашение было отозвано, рассказывает В. Хейфец. «Но будут представители от отдельных европейских политических партий. В основном от правых политических партий, которых пригласила оппозиция. Будут представители латиноамериканских государств. Будут представители из России», – отметил он.
Технически голосование в Венесуэле считается одним из самых образцовых не только в Латинской Америке, но и в мире – речь и о системе электронного голосования, и о системе верификации избирателей. «Вместе с тем даже самая честная победа Николаса Мадуро может спровоцировать оппозицию эти выборы не признать и вывести людей на улицы. Учитывая, что отношения между властью и оппозицией в стране очень накалены и доверия друг к другу нет», – считает Д. Розенталь.
В случае, если победит Гонсалес, изменения во внешней и внутренней политике страны неизбежны, полагает В. Хейфец. «Произойдет отход Венесуэлы от текущей модели боливарианского социализма. Упрочатся контакты со странами Европейского Союза и Соединенными Штатами Америки, с теми странами Латинской Америки, которые занимают позицию более жесткой критики в отношении действующего правительства. В то же время, например, с Бразилией и Колумбией, которые поддерживают хорошие отношения с правительством Мадуро, ухудшения отношений не произойдет. А вот Кубе и Никарагуа в этом случае явно стоит опасаться изменения отношений», – прогнозирует эксперт.
С Россией моментального разворота в отношениях не будет, но в зоне риска окажется ряд контрактов российских фирм на добычу полезных ископаемых: они в свое время не проходили процедуру одобрения парламентом, что требует венесуэльское законодательство, и контракты могут быть аннулированы. «То, что в случае победы Гонсалеса сближение отношений с Европой и Соединенными Штатами будет стремительным, у меня сомнений не вызывает», – говорит В. Хейфец.
«Вариант победы оппозиции маловероятен, но если такое случится, то признают ли эту победу военные? А военные являются ключевой силой в стране, которая контролирует очень многие процессы. Признают ли эту победу высшие иерархи чавизма? Так что дестабилизация в стране очень возможна», – предполагает Д. Розенталь. Но если все-таки оппозиция победит, тогда Венесуэлу ждут серьезные, глубокие реформы, считает эксперт. «Существующая политическая система будет полностью перестроена, это будет совершенно новая страна, с которой придется выстраивать отношения, в том числе и России. И это все непросто, потому что среди оппозиции нет единого мнения, как выстраивать отношения с Россией», – полагает Д. Розенталь.
Печать