Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о том, как атаки на российские НПЗ отражаются на финансово-экономической ситуации в США.Белый дом загнал себя в угол, при этом высочайшие руководители американской администрации близки к панике. За последний месяц из США пришло с десяток публичных и непубличных просьб, указаний, приказаний, окриков в адрес наместников Украины перестать атаковать объекты энергетической инфраструктуры в России, в первую очередь НПЗ. «В Белом доме недовольны наглыми атаками украинских дронов на российские нефтяные объекты», ― пишет FT, отмечая «неоднократные предупреждения» СБУ и военной разведки Украины от США. И, о чудо, атаки прекратились!
Участившиеся аварии на американских НПЗ, стратегия ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, перекрытие прохода по Красному морю, набирающая обороты война на Ближнем Востоке — все это разгоняет цены на нефть и бензин. И сейчас для властей США это ключевой вопрос. Цены на бензин на заправках в Штатах — главный параметр, определяющий лояльность избирателей действующему президенту. То есть чтобы Джо Байден мог переизбраться, ему необходимо обеспечить в том числе низкие цены на бензин на заправках, а для этого на мировом и американском рынке должен быть избыток топлива. Атаки дронов на российский нефтепром (а объемы экспорта дизеля из России сопоставимы с американскими) сильно дестабилизируют и без того расшатанный мировой рынок.
Кризис дошел до того, что на прошлой неделе на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил сената Конгресса США объясняться пришлось министру обороны Ллойду Остину. Генерал заявил, что удары вооруженных сил Украины по российским нефтеперерабатывающим заводам могут негативно повлиять на мировой топливно-энергетический комплекс. Казалось бы, где Пентагон, вооруженные силы США и их стратегические задачи, а где российские многострадальные НПЗ? Но Ллойд Остин хочет поруководить ведомством с годовым бюджетом в 850 млрд долларов в год еще один президентский срок Джо Байдена.
Еще один фактор, стимулирующий рост рейтинга действующего президента, — бюджетные траты. В предвыборной гонке бюджет не может быть секвестрован: это прямой путь провалить всенародное голосование. Поэтому по итогам первого полугодия финансового года (в США финансовый год федерального правительства установлен с 1 октября по 30 сентября) дефицит федерального бюджета Штатов достиг рекордных 1,07 трлн долларов. Второе полугодие будет еще более дефицитным, а годовая дыра бюджета заметно превысит 2 трлн долларов. Основная растущая дефицитообразующая статья ― проценты на обслуживание госдолга, превысившего невероятные 34 трлн долларов. По расчетам BofA, траты только на проценты могут достичь в этом году 1,6 трлн долларов. Однако это лишь вершина пирамиды.
Главная проблема минфина США в том, что основная часть этих долгов — краткосрочные бумаги: Notes (2‒10 лет) и Bills (до 1 года). Средняя дюрация госдолга на сегодня — около четырех лет. Только в этом году минфин США должен погасить и, соответственно, снова занять около 8,5 трлн долларов на открытом рынке. При этом спроса на долгосрочные бумаги Дяди Сэма нет. Да и сам минфин не горит желанием занимать под рекордно высокие ставки на 10‒15 лет. Все это приводит к тому, что в обращении нарастает вал краткосрочных бумаг, известных в России как государственные краткосрочные облигации ― ГКО.
И тут атаки на российские НПЗ начинают играть новыми краскам. Они приводят к росту цен на топливо на заправках во всех странах развитого мира. Этот рост цен тут же трансформируется в инфляцию, так как топливом пользуются не только рядовые потребители, но и бизнес. В итоге скачок цен на бензин и дизель на Санкт-Петербургской международной товарной-сырьевой бирже с лагом в пару месяцев приводит к росту цен на полках американских магазинов. Напомним, основные атаки дронов пришлись на январь‒февраль‒март этого года. Согласно данным статистики, потребительская инфляция в марте в США достигла 3,5% против 3,2% в прошлом месяце. То есть началось ускорение роста потребительских цен.
Опубликованные данные об инфляции обрушили надежды на скорое снижение ставки ФРС, цены на госдолг США резко пошли вниз. Среди экспертов начались рассуждения о том, что политику ФРС необходимо поднимать, денежно-кредитную политику ужесточать. Однако это совсем не соответствует плачевному состоянию бюджета и госдолга Штатов, убыткам банковской системы и надеждам администрации нынешнего президента США на переизбрание.
Ситуация, когда рейтинг президента, дыра в бюджете и способность обслуживать долг крупнейшей экономки мира зависит от работы нескольких НПЗ расположенной через океан «страны-бензоколонки, едва дающей 2% мирового ВВП», симптоматична. Она говорит о хрупкости нынешней финансовой системы Штатов и всего мира. Спровоцированные аварии в российском ТЭКе в масштабе мировой экономики — мелкие форс-мажоры. Но если они способны вызвать такой ажиотаж в Белом доме и заставить оправдываться главу целого Пентагона (ведомства, предназначенного купировать риски), значит, дела у США действительно плохи. Штаты проигрывают на Украине не просто клочок земли в Восточной Европе и даже не контроль над НАТО, удар идет по ядру гегемонии — US Treasures. Это как минимум шах.
Ранее опубликовано на: https://monocle.ru/monocle/2024/16/plesnem-benzina-v-goryaschiye-gko-dyadi-sema/
Печать