Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о перспективах Евросоюза и его членов.То содружество, которое 30 лет назад оформило намерение существовать в едином экономическом и социальном пространстве, и то, что представляет собой ЕС сейчас — как говорится, две большие разницы. Политической объектности теперь в нем гораздо больше, чем субъектности. Неудивительно, что, например, в пандемию коронавируса именно ЕС первым затрещал по всем швам — его участники моментально отгородились друг от друга карантинными заборами и получали помощь не от непосредственных соседей по Старому Свету, а от России, Китая, Индии. Что, в общем доказывает: ЕС так и не смог стать ни полноценным союзом, ни в общем-то единой еврозоной.
Даже о единой Конституции не смогли договориться за 30 лет. А Турция, столь долго и упорно обивавшая пороги Евросоюза в бесплодных попытках стать его полноправным членом, теперь решила строить суверенною, самостоятельную политику. Это лишний раз доказывает, что такой «ни евро, ни союз» никому не нужен.
На просторах ЕС, конечно, обсуждались всякие «Фрекзиты», «Пекситы» вслед «Брекситом». Но все дело в том, что для этого нужна политическая субъектность. А ее-то как раз в Евросоюзе и нет. Европа в нынешней евроантлантической модели полностью устраивает США, которым управлять Европой в таком виде значительно удобнее, чем иметь дело с несколькими независимыми государствами.
И в связи с этим янки до последнего по инерции будут стремиться сохранять контуры существующего европространства, несмотря на то, что, например, та же Венгрия фактически является вполне суверенной страной в Европе и чихать хотела на «брюссельскую евродемократию». Возможно, при таких раскладах ЕС еще даже и прирастет некими новыми государствами на европейских задворках.
На уровне какой-то политической риторики идеи о польском «Междуморье» и «новой Австро-Венгерской империи», конечно, будут жить. И даже, может быть, обретут некоторое прикладное значение. Но стать какими-то отдельными суверенными государственными пространствами им, думаю, все-таки не суждено. Да, мы сейчас переживаем распад привычного миропорядка, но этот распад может занять еще какое-то время, по крайней мере, на бумаге.
По сути, Евросоюз находится под полным внешним управлением США, подкрепленным военной силой в виде баз НАТО на территории Европы. И пока этот рычаг давления на ЕС не перестанет существовать, абсолютно любые сценарии дальнейшей жизни Европы, от попыток воссоздания Югославии до нового разделения европейских стран, будут возможны только при одобрении Вашингтона. Но если баз НАТО все-таки не станет — тогда возможным будет все.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/world/article/393180/
Печать