Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о беспрецедентности гибридной войны, происходящей в медиасфере.Репортерам из Reuters, Bloomberg и The Wall Street Journal было отказано в приглашении на встречу ОПЕК+ 4 июня в штаб-квартире организации в Вене. По словам источников, за этим решением стоял министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд. Впрочем, ни Reuters, ни Bloomberg ни WSJ отсутствие их корреспондентов на встрече ОПЕК+ никак не помешало делать вбросы (часто ошибочные и вызывающие устойчивое ощущение манипуляций на рынке нефти) о решении комитета. Поток информации от «забаненных» СМИ о планируемых решениях ОПЕК+ шел всю неделю.
У Саудовской Аравии не складываются отношения с медиа еще со времен убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. Причины недружественных действий по отношению к американским СМИ со стороны министра энергетики королевства источники не сообщают, однако на прошлой неделе указанные западные издания особо педалировали две темы. Первая — это SPO Saudi Aramco, которое власти Саудовской Аравии планировали провести в этом году. Однако из-за слабости нефтяного рынка, снижения вследствие этого финансовых показателей компании, а главное, коллапса рынка первичных размещений акций в США SPO Saudi Aramco перенесено на следующий год.
Перенос и объективно не лучшая динамика нефтяного рынка позволили Bloomberg выпустить статью, в которой поставлена под сомнение адекватность капитализации компании в 2 трлн долларов. В частности, в заметке использованы следующие высказывания: «ликвидность акций Aramco ужасна: согласно данным, собранным Bloomberg, за последний год в среднем ежедневно переходили из рук в руки акции на сумму всего 51 миллион долларов». Или: «многие покупатели и продавцы [акций Saudi Aramco] вовлечены в то, что выглядит как карусель. Ближневосточные инвесторы, часто контролируемые региональными правительствами или членами королевской семьи, торгуют друг с другом туда и обратно. Крупные институциональные инвесторы отсутствуют». Очевидно, что цель таких вбросов в преддверии размещения акций на несколько десятков миллиардов долларов одна: расстроить планы саудовцев. Деньги же Королевству нужны для пополнения казны короля, так как при текущих ценах на нефть балансы доходов и расходов не сходятся.
Вторая не менее звучная тема — вбивание клина между российскими нефтяниками и другими членами ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией. Так, Россия еще в феврале взяла на себя обязательство сократить добычу нефти на 0,5 млн баррелей в сутки с марта 2023 года. Однако наша страна закрыла статистику по объемам добычи, переработке и экспорту нефти и нефтепродуктов. Одним из немногих источников информации об отгрузках стало агентство Bloomberg, которое по трекерам танкеров, перевозящих нефть, стало делать собственные расчеты торговли российской нефтью и нефтепродуктами.
Адекватность статистики Bloomberg, основанной на косвенных данных, никто не проверял. Как считаются календарные факторы, потери при транспортировке и прочие погрешности в моделях агентства, никто, кроме аналитиков, не знает. Впрочем, за неимением других данных Bloomberg взял на себя роль первоисточника. На основании этих цифр происходят регулярные информационные атаки — сообщения о том, что Россия не выполняет взятые на себя обязательства сокращения добычи, тогда как остальные члены ОПЕК+ свою часть сделки выполняют. В результате профильный вице-премьер России Александр Новак вынужден чуть ли не ежедневно опровергать информацию о невыполнении Россией сделки ОПЕК+.
Однако еще дальше пошла WSJ, выпустившая материал со ссылкой на свой источник: «Эр-Рияд выразил недовольство Россией в связи с тем, что Москва, по мнению Королевства, не полностью выполнила обещание сократить добычу нефти на фоне западных санкций». Источники издания заявили, что «высокопоставленные саудовские чиновники попросили российских коллег соблюдать согласованные сокращения. Помимо этого, по их словам, трения между двумя крупнейшими производителями нефти в мире становятся все более очевидными». Понятно, что свои источники WSJ не раскрывает. На этом фоне решение о запрете работы WSJ на заседания ОПЕК+ со стороны властей Саудовской Аравии весьма показательно.
Гибридная война, происходящая сегодня в медиасфере, беспрецедентна. Масштабы вбросов и манипуляций данными поражают. Растет и число участников конфликта. Если горячая фаза противостояния происходит по линии Россия — НАТО, то медийная война включает намного большее число участников. Судя по поведению американских СМИ, в стан врагов США записаны не только Россия, но и Китай, Саудовская Аравия, Турция, а также множество других государств и компаний.
Но самое интересное, что весь этот поток сообщений от американских СМИ шел на фоне визита в Саудовскую Аравию обширной делегации компании «Ростех» в составе деловой миссии Made in Russia + Innoprom в конце мая. В частности, свою продукцию показали «Вертолеты России», КамАЗ, «Калашников». Сообщений о том, заключили ли российские машиностроители в Саудовской Аравии какие-то контракты, нет, однако очевидно, что даже простой визит российских компаний в святая святых, на крупнейший рынок сбыта продукции американского ВПК, вызывает по ту сторону океана, мягко скажем, негодование.
Вся эта ситуация с медийной шумихой — хороший лакмус: сближение России и Саудовской Аравии очень не нравится США. За неимением других инструментов влияния на принятие решений главами этих государств США не остается ничего другого, как высасывать из пальца медийные поводы и пытаться создать из них конфликт на ровном месте. Демонстративное отлучение американских медиа от ключевого заседания ОПЕК+ — мощный политический сигнал миру: не верьте им.
Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2023/23/svobodnym-smi-prislali-chernuyu-metku/
Печать