Фото с сайта:
vectorportal.com
В странах Западной Европы на фоне нарастающих экономических проблем происходит медленный, но довольно уверенный рост популярности правых партий. Первой ареной победы стала Испания, где правые партии выиграли местные выборы. Незначительный на первый взгляд успех правых повлек за собой далекоидущие последствия. Премьер Испании Педро Санчес, представляющий Социалистическую партию страны, распустил парламент и назначил досрочные всеобщие выборы, которые состоятся 23 июля. «Хотя вчерашнее голосование имело муниципальный и региональный масштаб, оно по смыслу передает послание, которое выходит за эти рамки. Именно поэтому как глава правительства, а также как генеральный секретарь Социалистической партии я принимаю личную ответственность за результаты и считаю необходимым в ответ отдать наш демократический мандат воле народа», — заявил Санчес. Звучит благородно, но, вероятнее всего, испанский премьер поступил как мудрый политик, понимающий, что к очередным выборам, намеченным на конец этого года, по мере роста общественного недовольства рейтинг его партии будет лишь снижаться. А как раз досрочные выборы дают социалистам хоть какой-то шанс остаться у власти.
Испанцам, равно как и другим гражданам ЕС, есть чем быть недовольными. Несмотря на резкое повышение ставок Центробанком, инфляция остается непомерно высокой, съедая реальные доходы европейцев. В мае уровень инфляции в ЕС составил 6,1% в годовом выражении, лишь немного снизившись по сравнению с семипроцентным ростом цен в апреле. При этом следует учитывать, что цены поднялись на 6–7% по отношению к началу 2022 года, когда уже бушевала десятипроцентная инфляция. На этом фоне совсем по-другому воспринимается либеральная политика правящих партий по фактически безлимитному приему мигрантов, которые претендуют на социальные блага приютивших их стран. Экономика стран ЕС уже официально скатилась в рецессию: за последние полгода ВВП стран Союза сократился на 0,1%. А резко выросшие вслед за ставкой Европейского центрального банка ставки по гособлигациям стран ЕС не дают национальным правительствам возможности решать экономические и социальные проблемы и вынуждают их наращивать уже и без того большие госдолги. В итоге начался неизбежный рост популярности политических сил, выступающих за ограничение притока мигрантов, а значит, за сохранение остатка материальных благ, заработанных населением этих стран.
В Австрии наметился резкий рост популярности правой Партии свободы: за последний год эта политическая сила поднялась с третьего на первое место в опросах общественного мнения. Если год назад за Партию свободы хотели бы проголосовать 20% опрошенных, то сегодня за нее готовы отдать свои голоса 28% австрийцев. А поддержка недавнего лидера опросов — Социал-демократической партии Австрии — упала с 30 до 22%. В отличие от находящихся у власти правых партий Польши и стран Балтии (тоже выступающих за ограничение миграции) бóльшая часть правых партий Западной Европы выступают за нормализацию отношений с Россией и против диктата США. Их политическим единомышленником, скорее, является находящаяся у власти в Венгрии партия «Фидес» — Венгерский гражданский союз премьер-министра Виктора Орбана. Не случайно на днях Партия свободы призвала правительство Австрии встать на защиту Венгрии после попыток Европарламента лишить Будапешт председательствования в Совете ЕС. Руководитель Партии свободы Герберт Кикль охарактеризовал атаку Брюсселя на Венгрию как «трусливую и несправедливую», а ее премьера — как человека, который «в первую очередь заботится о благосостоянии собственного народа».
В ФРГ также наметился рост популярности правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), выступающей за нормализацию отношений с Россией. Согласно недавнему опросу, проведенному социологическим институтом INSA по заказу газеты Bild, за АдГ готовы отдать голоса 17% респондентов. Для сравнения: на последних парламентских выборах в Германии, состоявшихся в сентябре 2021 года, АдГ получила 12,6% голосов. Конечно, думать о победе на парламентских выборах ей еще рано, поскольку за блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) готовы проголосовать 28% избирателей, а за Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) высказались 21% опрошенных. Однако следует учитывать, что в последние полгода экономика Германии стала главной неудачницей из 20 экономик ЕС, внеся самый значительный вклад в общее падение ВВП: минус 0,3%. Можно предположить, что рост экономических проблем окажется обратно пропорционален росту популярности АдГ.
Печать