Автор:
Нейросеть Kandinsky
Все сферы человеческой деятельности динамично "умнеют". Искусственный интеллект помогает на транспорте и в производстве, в сельском хозяйстве, промысле и добыче ресурсов. Активно внедряются цифровые интеллектуальные возможности в медицинской отрасли, теперь строят планы их применения в сфере образования.
Впрочем, нейросети сами по себе быстро заняли позиции в обучении школьников и студентов. Они эксплуатируют ИИ при каждом удобном случае. Эта тенденция несёт как отрицательный, так и положительный характер. Да, получение необходимой для обучения информации теперь происходит молниеносно — главное грамотно составить промпт. С другой стороны, создаётся ситуация, когда учащийся во всём начинает полагаться на нейросети, не развивая собственных мыслительных способностей.
У искусственного интеллекта, как у любого инструмента, есть две стороны — созидательная и деструктивная, и отвернуться от этого противоречия не получится. Задача теперь заключается в том, чтобы обернуть ИИ на пользу образования. Как сообщил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов, до 2030 года должно произойти внедрение в российских школах технологии искусственного интеллекта в помощь учителям и школьникам. Об этом министр рассказал на Всероссийском форуме классных руководителей, состоявшемся в октябре в столичном Национальном центре "Россия".
Срок внедрения может показаться немалым, но и задача не из лёгких. Создание национальной ИИ-системы потребует огромных усилий на этапе её обучения и подготовки. В министерстве рассматривают планы формирования собственной системы искусственного интеллекта для применения исключительно в школах, настройки которого потребуют определённой деликатности и предусмотрительности, ведь речь идёт о воспитании детей.
— Мой сын учится в седьмом классе. Что касается нейросетей, то Саша, как мне кажется, слишком часто там "залипает". Слишком подолгу, думаю, — говорит мама хабаровского школьника Татьяна. — Вы поймите, я не против всяческих нововведений, но когда я говорю сыну, что он давно не брал в руки учебники, то он отвечает, что теперь они ему не нужны — любой ответ на любой вопрос, любое задание, задача теперь быстровыполнимы, и думать не надо. Я опасаюсь, что некоторые ответы, которые нейросеть выдаёт, он даже не читает.
Но тенденция однозначна — нейросети сами внедряются в жизнь. ИИ придётся "приручить" и подстроить под нужды, образования, школы в пользу знаний, но без ущерба для интеллектуального развития детей. Главная проблема состоит в том, что ИИ может стать костылём для мозга, когда без него в голове ученика знания не задерживаются.
— Я учусь в одиннадцатом классе. Объёмы большие, скоро выпускаться, и я собираюсь в медуниверситет. Уже сейчас готовлюсь, чтобы получить максимум баллов, — рассказывает ученица хабаровской школы Анастасия. — Конечно, я часто пользуюсь нейросетью, особенно когда нужно получить быстро ответ — это удобно. Я понимаю, что если полностью положусь на ИИ, то без него мне потом будет очень трудно учиться, запоминать. Мне приходится себя контролировать, полагаться больше на себя. Это не всегда легко, если честно.
О применении нейросетей в системе образования размышляют не только в федеральном министерстве. Ведь в конце концов "разбираться" с ними придётся на местном уровне, включая внедрение и контроль.
— Молоток он сам по себе не хороший и не плохой. Он становится хорошим, когда в руках мастера, а в руках негодяя — это плохой инструмент, — рассуждает глава министерства образования и науки Хабаровского края Алексей Мокрушин, — То же самое с искусственным интеллектом. Отрицать его появление и внедрение в жизнь, глупо. Нравится он нам или не нравится, он уже так или иначе вошел в нашу жизнь.
По мнению министра, задачей его ведомства является выработка таких механизмов, которые будут помогать использовать этот инструмент максимально эффективно. Алексей Мокрушин считает необходимым на подготовительном этапе изучать уже накопившийся опыт применения ИИ, а после можно будет инициировать свой пробный проект на региональном уровне.
Что по мнению министра можно доверить цифровому мозгу уже сейчас? Во-первых, он способен выполнять рутинные функции, например, проверку домашних заданий, самостоятельных работ. В принципе, такая система уже существует, и без опоры на нейросети, а они смогут справится быстрее и качественнее.
А вот цифрового ассистента преподавателя начнут тестировать уже в этом году. Выглядит это так: учитель загружает голосовую запись урока, а программа анализирует — сколько говорил учитель, какие слова использовал чаще всего, какой тон преобладал в его речи, какие методические приёмы он использовал.
Есть и ещё один аспект: уже сейчас некоторые учителя высказывают опасения, что станут не нужны школе, а их место займёт ИИ. Да, роль учителя может быть пересмотрена с его более глубоким внедрением, но с миссией воспитателя, наставника нейросеть вряд ли справится. Человеческое останется за человеком.
Печать