Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Грузовые железнодорожные тарифы в России выросли за 1,5 года почти на 19%. Об этом сообщил председатель комиссии Госсовета по направлению «Промышленность», губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев. «Вместе с тем, что очень сильно влияет на экономику и развитие предприятий, тарифы на железнодорожные перевозки выросли за полтора года почти на 19%. Доля логистических расходов в экспортной стоимости товаров химической промышленности достигает в основном 60–70%», — сказал он.
Ситуацию прокомментировал экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников.Кто-то сошёл с ума: либо Минэконом, согласовавший резкий рост тарифов РЖД, вызвавший огромный дисбаланс в реальной экономике страны, либо ФАС, одобрившая этот рост.
Железнодорожные расценки за последние 16 лет представлены на графике. Тот, что красный, — это тарифы РЖД, устанавливаемые государством. Много лет они индексировались по инфляции, но ускорение получили с 2022 года.
В итоге с начала 2008 года услуги железных дорог подорожали на 342% при накопленном уровне инфляции 266%. То есть стоимость рельсов для грузоотправителя опередила инфляцию за это время на 76% и в основном за последние годы. Тогда как аренда вагонов (синий) за это время стала дороже лишь на 62%. С учётом инфляции аренда подвижного состава подешевела для грузоотправителя в 2,2 раза.
То есть сегодня операторы подвижного состава, работая в убыток, во многом выступают буфером и смягчают рост стоимости перевозок грузов по системе РЖД для огромного числа хозяйствующих субъектов страны.
Но операторы вагонного парка тоже не бессмертны и долго не продержатся, просто начав банкротиться. С выбытием крупных операторов цены на услуги оставшихся, естественно, поползут вверх. Видимо, в этот момент ФАС и проснётся.
Однако от стоимости перевозок грузов по системе РЖД воют уже не сибирские угольщики, а вполне себе центральнороссийские химики, мнение которых и озвучил Вячеслав Федорищев.
Но важно другое: лоббируя ускоренный рост цен на услуги, менеджмент РЖД исходил из ясных и местечковых проблем — баланс компании не сходился. Однако, как всегда, не сделав поправку на то, что железные дороги — это инфраструктурный каркас государства. С ростом цен железные дороги становятся недоступными для многих грузоотправителей, и они вынуждены отказываться от перевозок. Отказ грузоотправителя от услуг монополии, вероятно, означает его кончину, так как альтернативы услугам РЖД для большинства грузоотправителей нет. «То есть они не вписались в рынок» (С).
А это потеря тысяч рабочих мест, в основном в угольной, лесной и строительной отраслях экономики. Минфин, срезавший субсидии РЖД, теряет налоги, субъекты федерации впадают в кризис.
В итоге РЖД запускают «спираль смерти»: затраты монополии начинают размазываться на меньшее число перевозчиков, и для них тарифы вновь растут, так как баланс монополии вновь не сходится. Это вынуждает часть бизнеса к новому витку исхода из сети, остановить этот процесс практически невозможно.
В итоге потеряют все: и РЖД, и экономика страны, и бюджет.
Печать