Левопатриотические союзники КПРФ пока держат президентскую кампанию партии в своих руках. По информации «НГ», праймериз кандидатов левопатриотических сил, которые организует «Левый фронт» (ЛФ), стартуют 21 ноября.
Ранее координатор ЛФ Сергей Удальцов говорил о середине месяца, но возникли политические и технические нюансы. Это большее, чем задумывалось, число участников, выдвижение которых продолжается, а также тестирование на безопасность интернет-сайта праймериз. Хотя на них записано много випов из КПРФ, коммунисты по-прежнему вежливо дистанцируются от инициативы Удальцова. Но уже понятно, что скорее всего будущие итоги отбора пригодятся не только для внутренних решений партии, но и проведения ею с Кремлем именно диалога о выборах президента.
Список праймериз, как подсчитала «НГ», сейчас включает в себя имена 24 возможных кандидатов, но в окончательном виде он может вырасти примерно на треть. Предварительное голосование в рейтинговом формате стартует не 15 ноября, как предполагалось прежде, а все-таки неделю спустя и продлится ровно 10 дней до конца нынешнего месяца.
Напомним, что ранее среди участников левых праймериз уже появились лидер КПРФ Геннадий Зюганов, экс-кандидат в президенты – 2018 Павел Грудинин и пресловутые «красные управленцы» (см. «НГ» от 07.11.23). Однако теперь перечень дополнен очередными представителями партии. 13 ноября стало известно, что были выдвинуты оба потенциальных преемника Зюганова – первый зампред ЦК Юрий Афонин (1977 года рождения) и зампред ЦК Дмитрий Новиков (1969). Также претендентами стали депутаты Госдумы от КПРФ Денис Парфенов (1987), Алексей Куринный (1974) и Михаил Матвеев (1968). Череду «красных производственников» продолжил гендиректор «Кировского завода» Сергей Серебряков (1977).
Как ранее и прогнозировала «НГ», появилось и множество женщин. Например, все-таки выдвинута депутат Госдумы от КПРФ Анжелика Глазкова (1968) – супруга лидера движения «За новый социализм» Николая Платошкина. Из-за нее, напомним, среди левых сначала разгорелся нешуточный конфликт (см. «НГ» от 01.11.23), когда тот же Удальцов был заподозрен в предвзятости. «Маститых» коммунисток представляет депутат Госдумы Нина Останина (1955), но в списке есть левая молодежь – член президиума ЦК Объединенной коммунистической партии Дарья Митина (1973), депутат Мосгордумы от КПРФ Екатерина Енгалычева (1984), представитель Революционной рабочей партии Галина Дмитриева (1985). Науку представляет профессор МГУ Елена Ведута (1950). Напомним, что указание на год рождения кандидата имеет значение, показывая, что левопатриотические идеи пронизывают все общество.
Однако «НГ» прежде всего выяснила у Удальцова, чем вызвана задержка со стартом праймериз. Основных причин оказалось две – политическая и техническая. Первая связана с тем, что поступает поток заявок на выдвижение, которые нужно рассмотреть. «Обращений тысячи», – подчеркнул он. И привел пример, зачем нужны обсуждения претендентов. Скажем, есть Игорь Стрелков, который находится в СИЗО под уголовным делом об экстремизме.
Вопрос о том, сможет ли он вообще участвовать в выборах, должны оценивать юристы, но его номинация на праймериз может стать актом моральной поддержки. Заметим, правда, что сам Стрелков передал соратникам указание из тюрьмы не сотрудничать с коммунистами и вообще с левыми. Техническая же причина – это тестирование сайта праймериз на предмет безопасности и систем верификации голосующих для защиты от взломов и накруток. По той же причине голосование продлится 10 дней, с 21 по 30 ноября включительно, 1 декабря должны стать известны результаты. Напомним, что голосование предполагается рейтинговое, то есть один выборщик отдаст голос нескольким кандидатам.
Удальцов полагает, что, хотя президентская кампания по факту уже стартовала, для оппозиционеров это палка о двух концах. С одной стороны, времени на раскрутку кандидата оказывается больше, но с другой – больше времени выходит и на его возможную дискредитацию или преследование для выбивания из гонки. Дескать, оппозиция и так живет в агрессивной среде, где, кроме недоброжелательности властей, есть еще и оппоненты, боты и т.д. Поэтому целесообразнее поберечь кандидата и начать позднее, что будет не так важно, если на кампанию выйдет политик-тяжеловес. Понятно, что из КПРФ такой лишь один – это Зюганов, хотя и известность людей из его окружения в случае их выдвижения тоже будет не на нулевой отметке.
Однако КПРФ все время комментирует левые праймериз осторожно, то есть без лишнего восторга, стремясь максимально дистанцироваться от инициативы – мол, партия к этому отношения не имеет. Но в то же время коммунисты весьма вежливо обозначают тот факт, что у праймериз могут быть как плюсы, так и минусы.
Глава Политической экспертной группы
Константин Калачев пояснил «НГ», что тут все просто. С одной стороны, праймериз – это инструмент влияние на партию левых союзников КПРФ, а ей интереснее своя монополия. Кроме того, выяснение, кто более популярен, а кто менее, может быть не очень приятно для авторитетных коммунистов. С другой стороны, плюсов для КПРФ сразу видно как минимум два. Во-первых, демонстрация, что кроме Зюганова есть и другие перспективные политики, то есть нет никакого кадрового голода. А во-вторых, конечно, это возможность раскрутки в рамках так называемой предкампании.
При этом КПРФ не хочет брать на себя обязательств, ведь в праймериз есть непредсказуемость, а в последнее время на всех уровнях политики почитается стабильность. Однако прямо осуждать голосование для КПРФ было бы некрасиво с точки зрения внутрипартийной демократии. «Сейчас могут идти переговоры и ЛФ с КПРФ, и даже КПРФ с Кремлем. Потому что если победят неожиданные кандидаты, то это одна история, а если в лидеры войдет согласованный будущий кандидат в президенты, то совсем другая», – отметил Калачев.
И понятно, почему голосование рейтинговое: это дает разбивку голосов, а значит, выход в финал нескольких кандидатов все-таки не так опасен для КПРФ, как выход одного, который совсем не совпадет с линией партии. Есть, по его мнению, и еще одна причина: «КПРФ не хочет брать на себя обязательства, но сами праймериз могут быть инструментом давления на Кремль. Тому в ходе диалога всегда можно заявить, что, мол, у союзников и избирателей есть другие мнения насчет партийных кандидатов. И под это можно выдвинуть Кремлю условия участия в выборах. Например, второе место, исключение преследования активистов протестной повестки. То есть по факту развязать руки для спокойного проведения кампании».
Печать