Фальсификация электронного бюллетеня невозможна, любая попытка подмены данных оставит следы, которые смогут обнаружить наблюдатели. Такой вывод обосновал во время онлайн-выступления в рамках «Школы наблюдателей ДЭГ» IT-эксперт Олег Артамонов, рассказавший об основных инструментах, которые окажутся в арсенале наблюдателя, не имеющего специализированных знаний в области криптографии.
«В ДЭГ с начала 2020 года используется криптографический подход, который обеспечивает защиту данных всех операций системы электронного голосования современными криптографическими алгоритмами, и по большому счету, вся система ДЭГ представляет собой одну большую математическую функцию. Именно криптография помогает нам в шифровании данных: злоумышленники не имеют доступа к информации, а также их невозможно подменить», – рассказал Артамонов.
Эксперт подчеркнул, что математика, лежащая в основе электронного голосования, имеет прекрасное свойство – ее не получится незаметно обмануть, - «и если, например, поставить другой набор чисел, то изменится весь результат, который не получится скрыть». Этот криптографический подход, по словам Артамонова, гарантирует прозрачность наблюдения за ходом голосования, которое может осуществляться как на сервере, так и на устройстве пользователя.
«Проверить свой голос избиратели могут самостоятельно. Для этого необходимо сохранить идентификатор транзакции (представляющая собой многобуквенную ссылку), который будет доступен после завершения голосования, и перейти на портал ДЭГ, где размещена простая и доступная инструкция по проверке своего голоса», – поделился IT-эксперт.
По словам О. Артамонова, если кто-либо попытается подменить или сфальсифицировать бюллетень, то это не сможет пройти незамеченным избирателями и наблюдателями: они увидят либо подмену цифровой подписи бюллетеня, либо её недостоверность.
Как отметил Олег Артамонов, в текущий момент у наблюдателей отсутствуют механизмы для идентификации пользователя, – «мы не может убедиться, что человек проголосовал самостоятельно». В этом случае, считает эксперт, приходится рассчитывать на социальную ответственность самого человека. При этом Артамонов напомнил, что в случае требования работодателя проголосовать за определенного кандидата с обязательным подтверждением голоса в форме скриншота, до подтверждения своего выбора, избиратель может переставлять галочки множество раз, и запастись скриншотами с галочками за каждого кандидата. После отправки электронного бюллетеня узнать, за кого в итоге был отдан голос, никто не сможет – это будет знать только тот, кто нажал на кнопку «Enter».
«В случаях принуждения работодателя к голосованию, избиратель может направить жалобу в Центризбирком», – напомнил Артамонов. При этом, напомнил эксперт, глава ЦИК Элла Памфилова призвала жестко пресекать любые попытки принуждения к регистрации на ДЭГ.
Как уже сообщал НОМ, независимую оценку и контроль за прозрачностью голосования в этом году будут осуществлять более 40 крупнейших общественных организаций, которые подписали соглашение о сотрудничестве с Общественной палатой РФ накануне.
А обеспечение наблюдения за ходом ДЭГ в дни голосования будет доступно на трех локациях.
На площадке Территориальной избирательной комиссии Дистанционного электронного голосования будут осуществляться все процедуры с участием членов избирательной комиссии по разделению, сбору и хранению ключей шифрования. В течение работы ТИК ДЭГ будет вестись трансляция видеонаблюдения, поэтому удаленные наблюдатели могут следить за процедурой «онлайн». В Общественной палате РФ будет организовано подключение к ноде наблюдения блокчейна ПТК ДЭГ. И наконец, наблюдение с любого компьютера с российским IP-адресом станет доступно на портале start.vybory.gov.ru. В открытой зоне будет доступна общая статистика о ходе голосования, в закрытой зоне, на которую допускаются авторизированные пользователи – данные выгрузки транзакций блокчейна ПТК ДЭГ. Зарегистрированным наблюдателям, в том числе и IT-экспертам, будет предоставлен доступ к закрытой зоне выгрузки транзакций.
Печать