В работе приняли участие представители 16 министерств и ведомств, полномочия которых касаются миграции, в том числе начальник Главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова, заместитель Министра культуры Надежда Преподобная, заместитель руководителя ФАДН Станислав Бедкин, представители Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Рособрнадзора, Россотрудничесва и др. Всего же к дискуссии были приглашены более 120 экспертов, представителей организаций высшего образования, крупнейших общественных организаций этнокультурной направленности и диаспор.
Приветствуя участников круглого стола, Председатель Комитета Геннадий Семигин призвал не ограничиваться обсуждением заявленной темы. «Круглый стол будет первым шагом в осознании необходимости нового понимания и модели развития миграционной политики. Не надо сдерживать себя в проблематизации целого ряда аспектов, которые могут напрямую не касаться вопросов адаптации мигрантов, но влияют на развитие других направлений миграционной политики», — пояснил парламентарий.
Геннадий Семигин уточнил, что по итогам круглого стола Комитет по делам национальностей планирует обозначить контуры новой модели миграционной политики, сформировать дорожную карту действий и предложить присоединиться к ее выполнению другим комитетам Государственной Думы, к ведению которых относится эта тема. «Мы будем предлагать провести совместное заседание минимум трех комитетов Государственной Думы», — сообщил депутат.
Председатель Комитета обратил внимание на очевидный запрос общества на решение проблем с нелегальной миграцией, высокой преступностью в этой среде, культурной обособленностью и незнанием русского языка, которые характерны для трудовых мигрантов. Депутат связал уровень преступности, рост антимигрантских настроений в обществе с отсутствием достаточных программ и внятной политики адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Власти даже не знают, сколько детей иностранцев учится в российских школах, признал Геннадий Семигин: «Звучат цифры в 200–250 тыс. человек. А что это за дети? Знают ли они русский язык? Что делают органы в сфере образования, чтобы они его знали?»
По мнению Геннадия Семигина, несмотря на то что правовые основы миграционной политики составляют десятки федеральных законов и нормативных правовых актов, ситуация с выстраиванием работы по адаптации и интеграции мигрантов не может быть признана удовлетворительной. «Смотришь на Концепцию миграционной политики России 2019–2025 годов, смотришь на законодательство, на подзаконные акты, а потом анализируешь то, как они работают. Жизнь заставляет нас корректировать эти документы», — подчеркнул Председатель Комитета.
Геннадий Семигин предложил сосредоточить внимание на расширении и наполнении конкретным содержанием понятия «социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов», в которое должны быть включены вопросы условий труда, непосредственного проживания, образования, воспитания, культурного и языкового просвещения, медицины и т. д.
По мнению большинства участников, миграция напрямую влияет на состояние межнациональных отношений, а потому без социальной и культурной адаптации прибывающих граждан межнациональное благополучие внутри страны находится под угрозой.
Член Комитета по делам национальностей, возглавляющая рабочую группу при Комитете по нормативно-правовому регулированию социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, Анастасия Удальцова обратила внимание на проблему сокращения изучения русского языка в странах СНГ.
«Чем моложе мигранты, тем хуже они знают русский язык», — отметила депутат. Она предложила создавать центры предвыездной подготовки, которые бы взаимодействовали с кадровыми службами в нашей стране.
Отдельное внимание в ходе круглого стола было уделено вопросам проведения комплексного экзамена по русскому языку для мигрантов, обучения детей мигрантов в российских школах, а также механизмам финансирования мероприятий по адаптации на федеральном и региональном уровнях.
Участники обсудили также вопросы целесообразности разработки и принятия отдельного Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», эффективности участия общественных организаций в адаптационных мероприятиях, обеспечения статистического и персонального учета детей мигрантов и многие другие.
Печать