Фото с сайта:
todaynewsafrica.com
В феврале 2023 года жители Нигерии выбирали нового главу государства, который будет руководить страной в следующие 4 года. Победу с результатом в 37% голосов одержал кандидат от правящей партии «Всеобщий прогрессивный конгресс» Бола Ахмед Тинубу.
Представители оппозиции уже заявили, что обжалуют результаты президентской гонки из-за многочисленных нарушений. Процесс политической конкуренции действительно омрачен рядом скандалов. Стороны неоднократно применяли грязные инструменты для борьбы с оппонентами, а иногда словесная полемика перерастала в вооруженные столкновения.
Международная редакция Федерального агентства новостей подготовила специальный материал о том, как прошли выборы главы государства в самой густонаселенной стране Черного континента.
Инструмент демократии
Выборы президента Нигерии проходят в два тура. В рамках первого тура кандидаты должны набрать как можно больше голосов избирателей. При этом им необходимо заручиться поддержкой не менее 25% жителей 24 штатов из 36 и федеральной столичной территории.
Следующий этап проводится, если ни один из политиков не выполнил условия предыдущего. В этом случае борьба ведется между лидером по числу сторонников в стране и тем, кто завоевал одобрение электората во втором по величине штате. Условия для победы остаются прежними.
Третий тур проводится крайне редко, когда кандидатам вновь не удалось набрать требуемое количество голосов. В этом случае достаточно обойти конкурента по общему числу поддерживающих граждан.
В президентской гонке 2023 года принимало участие 18 политиков. Однако местные СМИ сразу окрестили трех из них заочными лидерами. Ими стали Бола Ахмед Тинубу от правящей партии «Всеобщий прогрессивный конгресс» (АРС), представитель Народно-демократической платформы Атику Абубакар и лейборист Питер Оби.
Кроме того, параллельно в стране проходили муниципальные выборы. Хотя количество этапов и условия варьируются в зависимости от региона и особенностей этноса, в целом, кандидатам достаточно лишь набрать большинство голосов для победы.
Нешуточные страсти
Общая продолжительность президентской гонки составила пять месяцев. Еще в ее начале, в октябре, представители Независимой национальной избирательной комиссии (INEC) призывали участников отказаться от конфликтов на время борьбы. Сотрудники INEC опасались, что политическая конкуренция обострит существующие уже несколько десятков лет разногласия между мусульманским Севером и христианским Югом страны.
Однако кандидаты практически незамедлительно прибегли к грязным инструментам устранения оппонентов. Одной из наиболее популярных методик стал наем радикалов с целью организации нападений на автомобильные кортежи противников. Боевики расстреливали людей, сжигали транспорт и целые здания, причем неоднократно под пули попадали мирные граждане.
Когда количество атак исчислялось десятками, политики начали обвинять друг друга в пособничестве бандформированиям. Наибольшему давлению на этой почве подвергся глава оппозиции Абубакар. Среди претендентов на пост президента республики именно он пользовался широкой поддержкой в юго-восточных штатах, где традиционно наблюдается высокая активность боевиков.
Однако и представители правящей партии APC столкнулись с критикой от конкурентов. Сторонники PDP напомнили общественности, что именно экс-президент Мохаммаду Бухари ввел ряд экономических реформ, которые привели страну в упадок, и усомнились в способности Тинубу исправить ситуацию.
Кроме того, оппозиционные платформы широко освещали в СМИ и возможную причастность кандидата от «Всеобщего прогрессивного конгресса» к торговле наркотиками. В конце 90-х годов прошлого столетия полиция подозревала его в финансовых связях с известным нигерийским преступником Адегбоега Муиз Аканде. Он возглавлял сеть по сбыту героина в Чикаго и, предположительно, «отмыл» для политика около полумиллиона долларов США.
Наконец возмущение общественности вызвала отмена бимодальной системы аккредитации голосов (BVAS). Хотя ее использование во время выборов закреплено в Конституции, члены APC объяснили отключение BVAS нестабильной работой энергосетей страны. Противники Тинубу незамедлительно обвинили его в желании фальсифицировать результаты выборов, так как процедура электронной регистрации электората делала процесс более прозрачным и усложняла попытки вмешательства.
Третья сторона
Пока нигерийские политики вели борьбу друг с другом, а силовые структуры занимались поддержанием безопасности в крупных городах, проблема террористической угрозы словно отошла для властей на второй план. Бандформирования оперативно воспользовались отсутствием преследования и начали нападать на населенные пункты.
Всплеск преступности наблюдался по всей территории страны. Боевики похищали людей в южных штатах, разоряли общины в центральных регионах и сотнями убивали жителей в северных префектурах. Предварительное число пострадавших от деятельности радикалов за время президентской гонки составляет несколько десятков тысяч человек.
Кроме того, бандформирования развернули масштабную междоусобную войну. Отряды «Боко Харам»✱ (запрещена в РФ) и «Западноафриканской провинции ИГ»✱ (ISWAP) (запрещена в РФ) столкнулись в нескольких кровопролитных сражениях, по итогам которых количество погибших превысило 100 террористов. При этом полиция Нигерии отметила, что нанесенный инфраструктуре и местным жителям ущерб еще только предстоит оценить.
Высшее военное руководство республики, в свою очередь, отметило, что получило информацию о конфликте боевиков. Однако Генштаб ВС страны отказался направлять войска в пострадавшие регионы, оставив СМИ без комментариев относительного принятого решения.
Послевкусие победы
Сейчас Бола Ахмед Тинубу и его коллеги из «Всеобщего прогрессивного конгресса» празднуют успех в рамках президентской гонки и выстраивают планы на ближайшие четыре года правления. Однако новому лидеру предстоит столкнуться с многочисленными вызовами и проблемами.
Самое населенное государство Африки по-прежнему страдает от экономического кризиса. Одной из его причин являются непопулярные у населения реформы экс-главы государства, который, в частности, вывел из обращения старые банкноты номиналом 500 и 1000 найр. Отсутствие справедливого обмена спровоцировало волну акций, протестов, а также стычек демонстрантов с полицией.
Серия масштабных наводнений осенью 2022 года нанесла серьезный ущерб агропромышленности Нигерии. Аналитики Национальной службы исследований в области сельского хозяйства (NAERLs) считают, что местные фермеры потеряют до 80% урожая риса, сорго и просо. Ситуация уже привела к росту цен на продукты.
Кроме того, природные катастрофы ухудшили обстановку в области санитарии. Страну захлестнули вспышки инфекционных заболеваний: в штате Кано врачи сообщали о росте заболевших дифтерией, а в регионе Баучи медики отметили большое количество пострадавших от лихорадки Ласса.
При этом система здравоохранения Нигерии испытывает острый дефицит качественно подготовленных сотрудников. Так, соотношение психологов и пациентов в некоторых префектурах республики составляет 1 к 900 тысячам.
Наконец, под ударом находится основа экономики страны — нефтяная промышленность. Экспорт энергоресурсов является одной из важнейших статей доходов государства, однако сейчас количество продаваемого топлива снижается, а цена на него планомерно падает.
Причинами сложившейся ситуации стала нелегальная добыча углеводородов террористическими организациями. Они практически полностью контролируют наиболее богатые ресурсами северные штаты, где выстроили собственную подпольную систему заводов и перерабатывающих предприятий. Обилие дешевого «черного золота» на глобальном рынке привело к стремительному росту инфляции, показатель которой обновил 19-летний максимум и составил 20,5%.
Печать