"Российская газета" опубликовала статью губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского о малых городах России.
В России огромное - одно из самых больших в мире! - количество городов с древней историей и со своим неповторимым обликом. Они есть в каждом регионе. В одной только Ивановской области это Кинешма, Шуя, Палех, Юрьевец, Плес, Гаврилов Посад и др. А по всей стране и не перечесть. Древнее наследие сочетается в этих городах с красотой окружающей природы, с неспешным уютом и со стремлением их жителей к лучшей жизни.
Однако сегодня считается, что монополия на хорошую жизнь есть только у жителей мегаполисов. Поэтому люди стремятся туда, а в малых городах живут все меньше. В последние годы стала устойчивой миграционная тенденция, особенно среди молодых людей: малый город - областной центр региона - крупный мегаполис (как правило, Москва). И эту тенденцию можно и нужно переломить.
Вдали от суеты мегаполисаМалые города - это не только хранители русской тайны и таинственной русской правоты, у малых городов есть будущее: жизнь в них может быть успешной и комфортной, особенно с развитием технологий и появлением новых возможностей в экономике, нового типа рабочих мест. Пандемия открыла целые отрасли, где оказалась допустимой и эффективной удаленная работа.
Перейти от забвения к развитию малых городов важно не только для сохранения исторического наследия. Малый город вырабатывает навыки адаптации к жизни, которые невозможно приобрести в мегаполисе. Прежде всего такие города значительно менее подвержены социальной атомизации - в них граждане могут и умеют помогать друг другу, не дожидаясь помощи начальства, выступают совместно в защиту своих интересов и даже образуют городские общины, способные организовать свою жизнь.
Самостоятельность и самоорганизация были важной чертой общества в малых городах России до революционных событий ХХ века. В любом из этих городов вы найдете не только церкви, но и школы, больницы, театры и библиотеки, созданные по инициативе состоятельных граждан. Всюду сохранились рассказы о деятельности земств, которые внесли свой вклад в улучшение быта, красоты и культуры своей малой родины. Вряд ли кто-то станет отрицать, что самые примечательные районы наших малых городов запоминаются прежде всего архитектурными сооружениями, построенными самим местным сообществом в относительно недавнем прошлом.
Именно в малых городах, где, с одной стороны, имеются все преимущества культурной городской жизни, а с другой - нет тотальной зависимости от техносферы и суеты, которая обезличивает жителей мегаполисов, ярче проявляется национальный характер и формируются ценности гражданина, которые одновременно являются опорными для общества и государства. Люди в малых городах традиционно консервативнее, это также подтверждается опросами общественного мнения, они следуют своим моральным ориентирам и идеалам, разделяя национальные интересы. Этот консерватизм органично уравновешивает столичную страсть к переменам (иногда радикальным).
На большом историческом отрезке времени люди в нашей стране проживали в основном в малых городах и на селе. Еще в 1910 году численность населения в девяти городах из десяти не превышала 50 тысяч человек. В стране было всего лишь два города-миллионника - Москва и Санкт-Петербург, при этом численность Варшавы составляла почти 700 тысяч человек, Одессы - 350 тысяч. За период с 1742 по 1914 год удельный вес постоянного городского населения без пригородов увеличился всего лишь с 11 до 12,8%, а с пригородами - с 13 до 15,3%. И только после этого развитие крупных городов начало происходить в ущерб малым.
Низкий удельный вес населения, живущего в городах до этого времени, чаще всего объясняется высокой ролью сельского хозяйства. Однако на том же историческом отрезке времени Российская империя входила в пятерку стран по промышленному производству, то есть являлась также и в полной мере промышленно развитой страной.
Фабрики, заводы, танкерыНа примере Ивановской области видно, как промышленные истории успеха укрепляли экономику малых городов. В городе Шуя численностью 20 тысяч человек в 1897 году функционировало 29 фабрик и заводов, которые обеспечивали работой примерно половину горожан. В Кинешме (10 тысяч жителей) наряду с развитой текстильной промышленностью в 1878 году открылся электротехнический завод А.И. Бюксенмейстера, одно из первых в России предприятий по производству электроугольных изделий и ламп накаливания. А в небольшом городе Гороховец в соседней Владимирской области в начале XX века был построен крупнейший в России 200-метровый танкер, возивший по Каспию нефть из Баку.
Многие ли знают, что семья основателей успешной в Европе компании "Синебрюхов" начала свой предпринимательский путь в городе Гаврилов Посад, а знаменитая династия промышленников Коноваловых добилась успеха в городе Кинешма? Не будем забывать про уникальный в мире поселок городского типа Палех, где даже сейчас четверть жителей - художники: несмотря на все потрясения советской эпохи, некоторые династии не прерываются уже около десяти поколений.
Настоящая урбанизация в стране началась в XX веке в тот момент, когда в одной точке сошлась и насильственная коллективизация, от которой бежали крестьяне, и индустриализация, которая открывала перед ними новые возможности: свободу от нового крепостничества и шанс заработать деньги для содержания своей семьи. В период с 1926 по 1937 год, как показывают данные переписи населения СССР, доля горожан выросла вдвое: с 18 сразу до 33%. Уже к 1959 году в городах с населением свыше 100 тысяч человек проживали около 49% горожан, а в 1999 году - 67%.
Как же до этого развивали необходимую инфраструктуру для жизни в малых городах? Интересен факт, что в малых городах центральной России объекты социальной инфраструктуры размещались в зданиях, построенных еще в эпоху Российской империи на деньги меценатов и фабрикантов в период бурного экономического роста в конце XIX - начале XX века.
Текущее содержание учреждения в советский период финансировалось не только государством, но и предприятиями. Такая модель создания и проведения работ для поддержания объектов инфраструктуры в надлежащем состоянии оказалась неустойчивой: промышленность зависит от конъюнктуры рынка. История знает примеры гибели и перерождения целых отраслей, при этом горожане становятся заложниками этих объективных изменений.
Неудивительно, что с развалом советской системы многие заводы и фабрики отказались поддерживать созданную инфраструктуру и перевели ее на баланс государства. В условиях устойчивого снижения численности населения малых городов сохранение инфраструктуры оказывается экономически нецелесообразным, что в большинстве регионов повлекло за собой оптимизацию и неизбежно повлияло как на доступность этих услуг, так и на общее качество жизни.
Статья полностью на:
https://rg.ru/2023/01/18/reg-cfo/delo-za-malymi.html
Печать