Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о заявлении министра обороны Германии Бориса Писториуса.Заявление министра обороны Германии Бориса Писториуса о том, что он не верит в полномасштабную войну между Россией и НАТО, резко контрастирует с жесткими предупреждениями генсека альянса и масштабной военной реформой в самой ФРГ. Это противоречие отражает сложный баланс между публичной риторикой, внутренней политикой и подготовкой к худшему сценарию.
В частности, комментируя недавнее выступление генсека НАТО Марка Рютте, Писториус заявил, что не считает полномасштабную мировую войну со стороны России против альянса реалистичным сценарием. По его мнению, президент России Владимир Путин к такой войне не стремится.
Позиция Писториуса заметно отличается от тональности официальных лиц самого альянса. Генсек НАТО Марк Рютте в недавней речи в Берлине заявил: «Мы — следующая цель России, и мы уже в зоне поражения».
Несмотря на успокаивающую публичную риторику, Германия проводит крупнейшую военную реформу со времен Холодной войны, известную как «Zeitenwende» (поворотная эпоха).
Бундестаг одобрил возвращение обязательной медицинской комиссии для юношей. Цель — увеличить численность бундесвера с 183 тыс. до 260 тыс. военнослужащих и создать резерв в 200 тыс. человек.
На оборону планируется выделить около 152 млрд евро до 2029 года (3.5% ВВП). Создано специальное фондовое имущество в 100 млрд евро для перевооружения.
Планы по размещению с 2026 года в Германии американских крылатых ракет Tomahawk и гиперзвукового оружия также остаются в силе.
На фоне этих шагов опросы показывают растущие тревоги в немецком обществе: 53% немцев считают нынешнюю ситуацию опаснее времен Холодной войны. При этом в обществе сильны антимилитаристские настроения — 63% опрошенных считают, что применение военной силы никогда не оправдано.
Парадокс современной европейской безопасности заключается в том, что к масштабной войне, которую официально называют маловероятной, готовятся так, как не готовились десятилетиями. Германия, отрицая неминуемость апокалиптического сценария, описанного Рютте, при этом ускоренными темпами превращает свою экономику и общество в мобилизованные на случай именно такой войны.
Печать