Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о конкуренции на мировом рынке автомобилестроения.А помните, ещё совсем недавно японские, европейские и корейские автогиганты, теряя тапки, бежали с российского автомобильного рынка? И ведь сделали это в самый неудачный момент, когда Китай начал экспансию на мировой автомобильный рынок. В итоге мировые автогиганты потеряли один из крупнейших рынков сбыта в Европе, банально слив его китайским конкурентам. Тем даже не пришлось строить заводы и выстраивать цепочки продаж: пришли на готовенькие, просто поменяв вывески.
Самые прозорливые уже возвращаются в Россию (Hyundai и Toyota), однако приходится входить на очень конкурентный и насыщенный китайцами рынок. И это лишь один театр глобальной конкуренции. Китайцы идут во все страны бывшего СССР, агрессивно заходят на рынки ЮВА, и, более того, идут в Европу со своим электроколесом. А там, куда китайский автопром не пускают (Япония, США, Корея), заходят через окно в виде поставок запчастей: АКБ, электромоторов и т. д. Экспорт авто из Китая буммирует.
Это даёт огромное преимущество: современная конкуренция автомобилестроения — конкуренция платформ, выпускающихся миллионными тиражами. Чем больше тираж, тем ниже удельная себестоимость производства единицы продукции: затраты на НИОКРы, управленческий персонал, маркетинг размазываются на всё большее число авто.
В итоге автогиганты старой школы теряют мировые рынки: кризис у Renault, Nissan, VW. И это то, что на поверхности. То, что Hyundai и Toyota не заявляют публично о тяжелом положении, не значит, что этого кризиса нет.
Но самое забавное, что в начале 2000-х годов мировые автогиганты стояли в очередь на китайский рынок. Сражение шло не на жизнь, а на смерть, ведь рынок КНР рос двузначными темпами и обещал обойти по размерам другой крупный рынок авто — американский. Всё так и вышло: в Китае сегодня продаётся новых авто больше, чем на всех других рынках. Только есть нюанс — это китайские авто. А мировые автогиганты, научившие промышленников КНР делать современную машину, один за другим «огребают». Всё по заветам Ильича: «Капиталисты сами продадут нам верёвку, на которой мы их повесим».
Печать