Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о демографической ситуации в странах Азии.Япония — первая страна, свернувшая себе голову на «демографическом переходе», сегодня далеко не антилидер по фертильности. Антилидирует Южная Корея с 0,73 ребёнком на одну девушку. Однако недалеко от неё Тайвань, Сингапур и Китай — то есть все экономически буммирующие густонаселённые страны АТР. Фертильность в этих странах на уровне Украины, охваченной СВО.
Это значит, что уже через 15–20 лет демографический вопрос станет острейшей проблемой для всего восточноазиатского макрорегиона. А учитывая вшитый в подкорку азиатский национализм, эта проблема не решаема миграцией, способ активно применяемый в Европе и США. То есть прямо сейчас формируются предпосылки финансового, экономического, социального (а всё это выльется в военно-политический) кризиса Азии второй половины XXI века.
Возможно, развитие технологий (в том числе продления экономически активной жизни и гуманоидных роботов) позволит смягчить проблему, но точно не решит её. Все современные модели социального устройства (корпорации, финансовые, пенсионные системы, армии) могут жить только в условиях постоянно расширяющейся системы, в основе которой численность населения. Как только система приходит к стагнации — тут же получается Япония: потерянные десятилетия, застой и обнищание. Куда, кстати, исчезли из местной политической повестки территориальные притязания к России? В общем, депопуляция — всегда крайне болезненный процесс и для экономики и для обществ.
А тем временем демографический переход добрался и до других стран Азии: в мусульманских Турции и Иране фертильность упала ниже 2-х детей на женщину. На уровне естественного воспроизводства — 2,1 — Индонезия. Но самое важное — этот рубеж преодолела и Индия, страна, долгие годы считавшаяся оплотом будущего мировой индустрии из-за многочисленного, молодого и растущего населения.
При этом демографический переход в Азии происходит намного быстрее, чем он шёл в Европе и США. В последних требовались десятилетия для плавного снижения количества детей в семьях. Научно-технический прогресс и адаптация систем (например, рост пенсионного возраста) позволяли смягчать этот удар. В азиатских странах сегодня наблюдается обвальное падение фертильности за считанные годы. И это обрыв под экономиками и обществами этих стран.
Печать