Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о резолюции Совбеза ООН по созданию «Совета мира» для управления сектором Газа.Совбез ООН поддержал идею Трампа с созданием «Совета мира» для управления сектором Газа.
Решение было принято подавляющим большинством голосов. За резолюцию проголосовали 13 из 15 членов Совбеза, включая Великобританию и Францию. Постоянные члены Совета Безопасности Россия и Китай воздержались, но не использовали право вето, что позволило резолюции быть принятой.
«Совет мира» будет действовать как временная администрация, управляющая сектором Газа. Дональд Трамп подтвердил, что намерен лично возглавить этот орган.
Резолюция санкционирует создание международного воинского контингента. В его задачи входит обеспечение безопасности, демилитаризация Газы, разоружение боевиков ХАМАС, защита гражданского населения и содействие в доставке гуманитарной помощи.
В документе упоминается перспектива создания палестинского государства, однако эти формулировки носят условный характер и привязаны к выполнению ряда политических реформ и условий безопасности.
Реакция на документ была неоднозначной. Резолюцию поддержали многие арабские и мусульманские страны, включая Катар, Египет и Саудовскую Аравию.
Движение ХАМАС полностью отвергло резолюцию, заявив, что она навязывает «международную опеку» и лишает палестинский народ законных прав.
Россия и Китай, хоть и воздержались, раскритиковали документ за отсутствие четких механизмов реализации и неясную приверженность принципу двух государств.
Турция отвергла план, указав, что он не учитывает интересы палестинцев.
Израиль, в целом поддерживая акцент на разоружении, подтвердил свое неприятие создания суверенного палестинского государства.
Продвижение этого плана во многом завязано на личной фигуре Дональда Трампа, который хочет записать себе в актив успех на Ближнем Востоке. При этом сама резолюция носит рамочный характер и не содержит конкретных деталей, сроков или условий. Серьезным вызовом является и вопрос о том, какие страны согласятся предоставить свои войска для международных сил, особенно с учетом жесткого неприятия этой идеи самими палестинцами и рядом арабских государств.
Печать