Президент Центра ПРИСП Александр Точенов – о Концепции государственной миграционной политики РФ на 2026-2030 годы. Указом Президента определено, что до 31 декабря этого года Правительством России должен быть утвержден план реализации Концепции. У Правительства, на разработку и утверждение плана реализации Концепции есть 2,5 месяца, почему-то меня терзают сомнения: успеют ли, все ли учтут?
Вот, например, Указ № 809, утвердивший Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей вышел в ноябре 2022 года, а план Правительства по их реализации в 2024-2026 годах вышел 01.07 24 года. Полтора года прошло. Ну да, в Указе о плане речи не шло, «Основы» - ведь это документ стратегического планирования, а план мероприятий правительства по их реализации это тактический документ. Кроме того, «Основы» сами являются документом реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». И Правительство можно было бы и похвалить, что сделали такой план (сейчас про содержание не буду, писал ранее), полтора года трудились и на полгода опоздали к началу реализации. Вот и сомневаюсь, что сейчас успеют. А надо бы успеть, тема крайне важная, со всех сторон важная. А Концепция (кстати, разработана, в том числе с учетом положений «Основ») – крайне своевременный документ, и теперь нужна ее продуманная и скоординированная реализация, на всех этажах и уровнях власти.
Но даже если Правительство почему-то затянет или что-то упустит, в Указе уже рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при осуществлении своей деятельности в сфере миграции. То есть на местах уже можно начинать анализировать свою работу на соответствие Концепции и начинать ее корректировать.
Кстати, определенная конкретика есть и в самой Концепции, например: глава VIII, «Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики». Да и в следующей главе «Ожидаемые результаты реализации миграционной политики» тоже. Хотя хочется более определенных показателей, допустим, вот в этом пункте: «увеличение доли иностранных граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в порядке целевого организованного набора, исходя из потребности российской экономики в иностранной рабочей силе», по мне, так такой набор должен стать основным. Писал уже ранее, что наши сограждане работают вахтовым методом, почему же иностранные граждане не могут на таких же условиях трудиться. При правильной организации такого порядка разрешится масса вопросов в социальной сфере, в образовании и здравоохранении.
А вот эти две темы, отраженные в Концепции, касаются не только миграционной политики, они значительно шире: высокие издержки и низкая производительность труда. Привожу пункт 6 Концепции целиком: «Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким уровнем технологического развития и организации труда в некоторых отраслях российской экономики». Сюда еще нужно добавить качество производимых продукции, товаров и услуг.
Это отдельная тема и решать ее нужно не только в рамках данной Концепции. Да и касается она не только Правительства, соответствующих министерств и ведомств, но бизнеса и науки. Где все наши ТПП, РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА и прочие бизнес-сообщества, где академики и члены-корреспонденты? На предприятиях оборонки и народного ВПК сейчас наблюдаются положительные прорывы, но ведь это нужно повсеместно и во всех отраслях. Уже первая четверть 21-го века заканчивается, а мы еще по многим показателям в 20-м топчемся.
Еще одно размышление-опасение. Предполагаю, что этот пункт появился с целью пресечь вмешательства так называемых диаспор (как-бы они официально не назывались) в управленческие процессы, в деятельность органов власти. Если так, то это верно.
Речь о пункте 26.е Концепции: «участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Но вот формулировка здесь весьма расплывчатая, под нее ведь могут попасть и субъекты общественного контроля, к примеру, общественные Советы при министерствах и ведомствах, причем, действующие в рамках своих законных полномочий. А это будет уже крайне неверно.
В целом, процесс идет в нужном направлении, принята Концепция, теперь важно не начудить в деталях, путях и методах ее реализации.
Вместе победим!
Печать