Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП
Олег Иванов – о последствиях украинских атак на торговые суда в
Черном море.
Террористические атаки Украины на танкеры в Черном море могут повлечь за собой ряд негативных последствий для Украины.
Ухудшение отношений с третьими странами. Действия у побережья Турции вызвали ее резкую критику. Это может ослабить дипломатические позиции Украины в регионе, где поддержка Анкары важна.
Военные действия требуют огромных ресурсов, и украинский бюджет дефицитен. Продолжающаяся эскалация в Черном море может повлиять на готовность некоторых западных партнёров наращивать или даже поддерживать текущий уровень военной и финансовой помощи, которая уже находится под угрозой из-за внутренних бюджетных ограничений в странах-союзниках.
Атаки на гражданские суда ведут к росту стоимости страхования и фрахта в регионе. Это негативно скажется на всей морской торговле Украины, включая экспорт зерна через альтернативные маршруты.
Повышение стоимости логистики и общие риски наносят удар по экономике. Например, украинская металлургия, критически важная для экспорта и будущей интеграции в ЕС, и без того находится в тяжелом положении из-за войны, высоких цен на энергию и необходимости дорогостоящей «зеленой» модернизации. Дополнительные риски для судоходства усугубляют эти проблемы.
Подобные операции могут усиливать восприятие Украины как зоны повышенного риска, что отталкивает иностранные инвестиции, жизненно необходимые для послевоенного восстановления.
Планирование и проведение таких сложных операций требуют значительных разведывательных, технических и управленческих ресурсов, которые могли бы быть использованы на других участках фронта.
Россия может использовать эти атаки как предлог для ужесточения ударов по украинской портовой или энергетической инфраструктуре, что приведёт к новым разрушениям и экономическим потерям.
Атаки на танкеры являются тактическим инструментом Украины для давления на экономику России. Однако эта стратегия сопряжена со значительными стратегическими рисками в дипломатической, экономической и военной сферах. Ключевыми негативными последствиями могут стать ухудшение отношений с важными региональными партнёрами (в первую очередь, с Турцией), рост издержек для собственной экономики и потенциальное влияние на стабильность критически важной международной военной и финансовой поддержки.
Печать