К. ю. н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГУУ, эксперт Центра ПРИСП Александр Шахов – о заявлениях Владимира Путина в ходе встречи с лидерами думских фракций.На встрече президента РФ с лидерами думских фракций 18 сентября 2025 г. глава государства отметил, что «уровень ответственности даже на малом поселковом районе очень важен». Таким образом, президент РФ ответил Г.А. Зюганову на замечание о фактической ликвидации местных советов (подразумевая исключение поселенческого уровня местного самоуправления) и о невозможности учёта интересов местных жителей при существенной географической отдаленности. С. Кириенко отметил, что регионам была предложена компромиссная модель организации – «каждый регион сам принимает решение, сколько у него уровней».
Президент РФ, в принципе, не так часто высказывается о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, и, вследствие этого каждое его слово подробно разбирается и анализируется сопричастными с местным самоуправлением людьми. Например, в период с 2000 по 2008 гг. слово «самоуправление» было озвучено в посланиях президента РФ лишь 6 раз*. Сегодня же стоит говорить о том, что приведенная выше цитата является очередным витком зигзагообразной траектории реформирования системы местного самоуправления.
Когда в 2013 г. президент России в своём послании сказал, что «местная власть должна быть устроена так (а ведь это самая близкая власть к людям), чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой» муниципальное сообщество было мотивировано как никогда ранее. Данная фраза стала обязательной преамбулой во многих журналистских и научных публикациях, её смысл интегрировали в документы о направлениях региональной политики и использовали в качестве основания для реформирования системы на местах.
Однако, впоследствии оказалось, что публично озвученной позиции главы государства недостаточно, так как сначала российским граждан было предложено одобрить упразднение гарантийной нормы об осуществлении местного самоуправления в городских и сельских поселениях (ст. 131 Конституции РФ), а затем в Федеральном законе № 33-ФЗ было предусмотрено сохранение только трёх из восьми видов муниципальных образований (городской и муниципальные округа, внутригородское муниципальное образование города федерального значения). Подобные противоречия и являются примером зигзагообразной политики, где заверения на высшем уровне могут не согласовываться с реализованными действиями.
Юрист Максим Пенизев допускает возможность, что потенциальное Поручение президента станет отправной точкой для «корректировки правоприменения, особенно в тех проблемных случаях, где дело дошло до суда (Красноярский край, Алтайский край) или противостояния между ветвями власти (Хакасия)». Однако, автор этих срок скорее согласится с мнением руководителя аналитического департамента «Минченко консалтинга» Кирилла Петрова о ложных надеждах насчёт полного отката «к заводским настройкам», так как государственная линия развития института местного самоуправления была и будет направлена на обеспечение четкой вертикали государственной власти.
* См. подробнее: Будаева, Ц. Б. Вопросы развития местного самоуправления в политической риторике президентов России / Ц. Б. Будаева, А. А. Дугарова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2012. – № 1. – С. 152-160.
Печать