Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о запрете АПМ за изображение, сгенерированное нейросетью.
«Челябинский избирком
запретил листовку за «изображения физлиц», сгенерированные нейросетью» — такая волна прокатилась по социальным и не очень медиа. Решили разобраться.
Дисклеймер: мы – сторонники максимально возможного числа форматов агитации, а их ограничения считаем идиотскими, однако в данном случае отталкиваемся от текущих норм законодательства и практики.
Постановление избиркома Челябинской области о признании незаконным агитматериала «Нам важен каждый» с изображениями, сгенерированными нейросетью, принято 22 августа. А запретила комиссия агитматериал к распространению и вовсе 31 июля (забавно, что между событием и медийной волной по его поводу такой зазор). Позиция комиссии, взбудоражившая многих, строится на двух доводах.
Во-первых, «в листовке изображены иные физические лица, не являющиеся кандидатами и не являющиеся неопределенным кругом лиц». Во-вторых, «в листовке присутствует изображение лица, не достигшего возраста 18-ти лет, что нарушает требования, установленные в пункте 6 статьи 48 Федерального закона».
Обоснованы ли эти доводы? Может, удивим кого-то, но вполне.
О первом доводе. Это ограничение считаем идиотским, однако отрицать наличие в законе нормы странно — в агитматериале допускается использование изображений исключительно кандидатов и кандитатов среди неопределённого круга лиц (п. 9.1 ст. 48 67-ФЗ).
О втором доводе. Закон прямо запрещает использовать в агитматериалах изображения лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет (п.6 ст. 48 67-ФЗ).
Причём, в норме закона используется именно термин «изображение», а не, например, фотография. Поэтому все «лайфхаки» штабных креативщиков, желающих приправить АПМ детской милотностью: «А давайте карапузов нарисуем, это же не фото!» в нормальных условиях не очень работают.
Резюмируем — постановление избиркома вполне в логике действующих норм закона и правоприменительной практики.
Забавное. Обращение, послужившее поводом для принятия комиссией постановления, содержит контуры остроумной троллинг-технологии. Видимо, чтобы обойти довод авторов АПМ, что там изображены хоть и не кандидаты, но нереальные персонажи, сгенерированные ИИ, заявитель «опознал» одного из нарисованных. Указал, что на листовке изображен американский ученый Уиллис Кэрриер (видимо, просто прогнав нарисованных в АПМ людей через поиск по изображениям). К чести комиссии, этот довод она отклонила как субъективное мнение. Но, как говорится, хозяйке на заметку.
Обоснованность конкретно этого решения не отменяет общую проблему. Использование в агитации изображений, сгенерированных нейросетями, находится в серой зоне регулирования. И это ненормально!
В прошлом году мы обратились в ЦИК России за разъяснениями по теме. Мол, понятно, изображение физлиц в АПМ допускаются лишь в двух вариантах — кандидаты и кандидаты среди неопределённого круга лиц, — а если речь не о реальных физлицах, а о, пусть и реалистично нарисованных, но выдуманных персонажах, которых сгенерировала нейросеть? Так можно?
Ответ опирался на позицию Пленума Верховного Суда РФ. Суть — распространение вводящих в заблуждение поддельных изображений, аудио- и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий и способствующих созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, является основанием для «сноса» с выборов.
Отталкиваясь от этой логики, в текущем сезоне многие комиссии «банили» АПМ, в которых есть изображения, сгенерированные ИИ, даже если это откровенно вымышленные «мультикоподобные» персонажи.
Логика запрета на ИИ-изображения людей понятна, если речь о реалистичных дипфейках, вводящих в заблуждение. Но чем объяснить запрет на «мультяшные» ИИ-портреты, кроме как перестраховочным догматизмом, непонятно.
ИИ в агитации – не научная фантастика, а уже состоявшаяся реальность. И хорошо бы привести регулирование агитации в соответствие с этой реальностью. Всё-таки не за горами выборы в Госдуму.
Печать