Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о концепции миграционной политики России на 2026-2030 годы.Власти пытаются совместить два подхода. С одной стороны, признается объективная потребность экономики в иностранной рабочей силе, и эта потребность будет только расти. С другой — вводится жесткий контроль через целевой набор, который должен снизить теневую занятость и дать государству больше рычагов управления. Один из самых важных моментов — ограничение для семей мигрантов, который напрямую отвечает на запрос общества на безопасность.
Российский подход к миграционной политике принципиально отличается от европейской модели мультикультурализма. Ставка делается не на создание обособленных диаспор, а на интеграцию и ассимиляцию мигрантов в существующий социокультурный код. Акцент на традиционные ценности служит идеологическим критерием для отбора желательных мигрантов и инструментом их культурной адаптации. Эта политика дополняется практическими мерами, такими как обязательное школьное образование для детей мигрантов и распространение русского языка в странах исхода.
Концепция делает значительную ставку на цифровые технологии для контроля за миграцией. При этом меры по борьбе с этническими анклавами носят декларативный характер, и в документе не раскрывается, какими именно методами государство планирует предотвратить их формирование.
Новая концепция знаменует переход к более жесткому, избирательному и технологичному регулированию миграционных процессов. Ее главная особенность — попытка совместить прагматичные экономические интересы с консервативной идеологической повесткой и жесткими мерами безопасности.
Печать