Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о будущем статусе Новой Каледонии.12 июля в Буживале — пригороде Парижа — по итогам 10 дней переговоров новокаледонские политики, представляющие как про-французские партии, так и сторонники независимости заморской территории Франции, подписали исторический документ о будущем статусе Новой Каледонии, который французские СМИ успели окрестить "Пари доверия".
Документ призван разрешить острый политический кризис, разразившийся в мае 2024 года после попыток Парижа провести избирательную реформу, дававшую право голоса на местных выборах всем гражданам Франции, прожившим в Новой Каледонии не менее 10 лет, в ответ на что местные активисты, обвинив метрополию в попытке демографически "разбавить" коренное население канаков, устроили массовые беспорядки, активно поддержанные властями Азербайджана.
Политический компромиссСогласно соглашению, учреждается "Государство Новой Каледонии", которое, оставаясь частью Франции, будет обладать собственными органами власти и двойным гражданством, а также будет иметь право на международное признание. В обмен сторонники независимости обязуются прекратить попытки инициировать сецессию.
Данная уступка, дающая архипелагу еще большую автономность, позволила сторонникам независимости добиться пусть и ограниченного, но национального суверенитета, а лоялистам — сохранить институциональное единство с метрополией. Альтернативой этому являлось предложение Макрона об учреждении ассоциированного государства, однако лоялисты во главе с Николасом Метцдорфом смогли договориться по этому вопросу без радикальных уступок.
Другим важным пунктом договора станет "разморозка" списков избирателей — вопрос, ставший триггером уличных протестов в 2024 году. Теперь на местных выборах голосовать смогут все, кто родился в Новой Каледонии или проживает на архипелаге не менее 15 лет — увеличение минимального срока проживания стало вынужденным компромиссом. Ранее до 20% жителей архипелага были лишены права голоса на местных выборах.
Теперь документ необходимо вынести на голосование — как на местном референдуме в Новой Каледонии, так и в обеих палатах Парламента Франции, поскольку его положения подразумевают внесение поправок в Конституцию страны.
Никелевая сделкаПодписание политического документа сопровождалось заключением экономической сделки — "Пакта о финансово-экономической перезагрузке", главной частью которого являются инвестиции в добычу никеля на архипелаге.
Новая Каледония обладает до 30% мировых запасов никеля и является 4-м производителем никеля в мире, однако в последние годы местная добывающая промышленность испытывала серьезные проблемы и имела низкую рентабельность. Сделка предполагает инвестиции в восстановление добычи и переработки никеля на местных предприятиях, в т.ч. обязательное первичное обогащение сырья, а также создание электрогенерирующих мощностей для обеспечения работы промышленности.
Особое внимание уделено включению новокаледонского никеля в стратегический план ЕС по закупкам критически важного сырья. В условиях высокой волатильности мировых цен на никель и конкуренции со стороны Индонезии и России Франция заявляет о необходимости сохранить свою долю рынка на фоне прогнозируемого роста мирового спроса на сырье "зеленого перехода" — по прогнозам, потребление никеля может вырасти с 3,6 до 6,2 млн тонн к 2040 году.
Опасный прецедентХотя на первый взгляд можно заявить об умеренной победе Парижа над новокаледонскими суверенистами почти по всем пунктам, по факту решение о создании государства в составе государства — это долгосрочный вызов институциональной архитектуре V Республики.
Очевидно, что новый тип автономии — это своего рода окно Овертона, воспользоваться которым могут как другие заморские территории (Французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон) так и набившая Парижу оскомину свободолюбивая Корсика.
Пока же мы видим, что Париж готов покупать лояльность и социальную стабильность в среднесрочной перспективе ценой мягкой фрагментации французского государства.
Печать