Фото с сайта:
realnoevremya.ru
Член СПЧ, журналист Ева Меркачева - о проблеме диаспор в России.Журналисты спрашивали у меня про диаспоры. Что те собой представляют в России сегодня, какой у них статус и функционал, можно ли их отменить, что помешает мигрантам объединяться в группы без юридического статуса.
Прежде чем отвечать, поспрашивала, в свою очередь, экспертов, которые больше в теме. И вот что они говорили:
В 1996-м году был принят закон 74-й «О национально-культурной автономии». В нем заложили мину, которая называется «юридическая фиксация диаспор». Диаспорам дали права участвовать в политической жизни, при этом общаться и продвигать интересы своих государств. Они могут получать напрямую иностранное финансирование.
В 90-е годы, когда стала развиваться организованная преступность, она срослась с некоторыми диаспорами. Одни превратились в «лаврушников», а другие в «помидорников» так называемых. Вопрос в том, что эти же преступные группировки были, они уже контролировали очень большие финансовые потоки. Постепенно, когда пошла приватизация, криминальные элементы из других стран начали перебираться в Россию.
Диаспора, по большому счету, - это как в «Крестном отце». Ты попадаешь туда, ты платишь деньги, ты платишь взносы. Она тебе помогает, она тебя отстаивает (нанимает адвокатов, если понадобится). Она решает вопросы, прежде всего, коррупционного характера, с чиновниками: продвигает твой бизнес, защищает тебя от правоохранителей и прочее-прочее.
Самая влиятельная диаспора в России - не армянская и не еврейская. Самая влиятельная - азербайджанская. Потому что под ними находятся рынки, а это обратная связь, отмывание денег. То есть деньги, которые воруются из бюджета, отмываются через рынки. И вот это надо тоже четко понимать. Почему их никто не трогает? А почему им дают строительные заказы? Не потому, что к ним такая глубокая любовь. Нет, они просто пронизали всю эту историю. Это из 90-х годов.
У диаспор есть свои боевики. Угроза огромная
Печать