Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – об итогах первого тура президентских выборов в Польше.В первом туре президентских выборов в Польше победил Рафал Тшасковский — 30,8%. На втором месте — Павел Навроцкий с 29,1%. Разрыв между ними минимальный. В тройке лидеров также Славомир Ментцен (15,4%), четвёртым стал Гжегож Браун (6,2%), пятым — Адриан Зандберг (5,2%).
Тшасковский — сторонник ещё более глубокого сближения с Евросоюзом. Он выступает за усиление роли Брюсселя в польской политике, за теснейшую интеграцию и превозносит примат ценностей либеральной Европы. Его поддерживают жители крупных городов, особенно молодёжь и образованные поляки, ориентированные на Запад.
Навроцкий — более осторожен в выражении своих чувств к "европейскому дому". Он поддерживает членство в ЕС, но на условиях уважения к национальному суверенитету. В его риторике есть место и рассуждениям о важности поддержки польской культуры, и призывам к самостоятельности в принятии решений, и выражениям недоверия к внешнему давлению. Это делает его умеренным евроскептиком.
Второй тур решат голоса тех, кто голосовал за проигравших. Ментцен и Браун — оба евроскептики и сторонники сильной, независимой Польши. Их электорат с высокой вероятностью поддержит Навроцкого. Эти избиратели не верят в наднациональные институты и выступают за приоритет внутренней политики. Зандберг, наоборот, — левый социал-демократ и сторонник глубокого сближения с Европой. Его голоса, скорее всего, достанутся Тшасковскому.
Каковы перспективы российско-польских отношений в намечающемся раскладе? Победа Тшасковского означает усиление антироссийской линии. Он продолжит поддерживать жёсткий курс ЕС и выступать против любых контактов с Москвой. Польша под его руководством останется одним из наиболее активных игроков в антироссийской коалиции.
Навроцкий, даже будучи не пророссийским политиком, может оказаться более прагматичным. Он вряд ли резко изменит курс, но может снизить градус риторики в отношении Москвы. При нём возможен ограниченный технический диалог — по приграничным вопросам, безопасности, энергетике. Вопросы большой политики останутся закрыты, но появится шанс на развитие контактов в менее чувствительных сферах.
Таким образом, выбор между Тшасковским и Навроцким — это выбор между Европой без условий и Европой с оговорками. Для России же будет лучше, если победит тот, кто хотя бы готов слушать, а не продолжать в своей политической линии копить русофобскую инерцию.
Печать