Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о влиянии религиозных деятелей на политиков Южной Кореи.В Южной Корее давно стирается грань между религией и политикой, что особенно характерно для правого фланга, где религиозные лидеры порой не просто влияют на решения политиков, а становятся частью иерархии власти. Драмы экс-президентов Юн Сок Еля и Пак Кын Хе стали наглядной иллюстрацией этого причудливого и разрушительного симбиоза.
YouTube проповедникПастор Чон Кван Хун, глава церкви «Саран Чеиль», долгое время находился на периферии общественно-политической жизни, но набрал заметную популярность с восхождением Юн Сок Еля на вершины власти.
На выборах 2022 года он активно агитировал за Юна, а затем был замечен на его инаугурации в узком кругу ближайших соратников, включая экс-президента Пак Кын Хе. Позднее люди из круга Чона начали получать посты в администрации президента.
Во время декабрьского кризиса, когда Юн предпринял попытку ввести военное положение, Чон поддержал президента, призвав тысячи своих сторонников выйти на улицы. Постепенно на фоне углубления кризиса Чон набрал более 200 тысяч подписчиков на своем YouTube-канале, где перемежал проповеди — смесь христианского фундаментализма и антикоммунистической пропаганды — с рассказами о заговоре социалистов против президента Юна, инфильтрации агентов КНДР в правительственные структуры и скором пришествии эпохи объединенной Кореи.
В январе 2025 года во время ареста Юна паства Чона окружила здание суда и вступила в столкновения с полицией. Тогда эксперты заявили о формировании коалиции пожилых консерваторов, ностальгирующих по военной диктатуре, и молодых мужчин, недовольных современной либеральной повесткой.
Хотя в итоге Юн все же был отстранен от власти,южнокорейские консерваторы обрели нового пророка, а пророк — широкую аудиторию.
Придворный шаманЗа 8 лет до этого из-за оккультного скандала власти лишилась президент Пак Кын Хе — дочь легендарного Пак Чон Хи, которая стала марионеткой своего духовного наставника Чхве Сун Силь.
В 1970-х харизматичный проповедник Чхве Тхэ Мин основал «Церковь вечной жизни», в основу которой легло учение «Мирек» (синтез христианства, буддизма и корейского шаманизма), и провозгласил себя «Буддой будущего».
Позднее он втерся в доверие к семье Пака и убедил 22-летнюю Пак Кын Хе, тяжело переживавшую гибель матери, что может вступать с ней в контакт через потусторонние силы, положив начало ее духовной зависимости от шаманского семейства. После смерти отца его место заняла дочь — Чхве Сун Силь.
С избранием Пак Кын Хе президентом в 2013 году Чхве фактически стала серым кардиналом, сформировав круг советников — т.н. «Группу 8 фей», которые определяли содержание публичных выступлений президента, участвовали в подборе ее нарядов и даже определяли назначения в правительстве.
Однако в 2016 году разразился скандал: из-за конфликта Чхве с любовником следствие узнало о ее причастности к редактированию правительственных документов, получению взяток от крупнейших корпораций (Samsung, Hyundai и т.д.), а также организацию поступления дочери в университет по поддельным документам.
В 2017 году Пак Кын Хе был вынесен импичмент, после чего она была приговорена к 32 годам заключения (помилована президентом Мун Чжэ Ином в 2021 году), а Чхве — к 20 годам. Примечательно, что общественное возмущение вызвала не столько факты масштабной коррупции, сколько невероятное влияние «шамана» на национальную политику.
Республика верыПарадокс обеих ситуаций состоит в том, что в одной из самых технически развитых стран XXI века судьбу страны годами определяли проходимцы от мира веры.
Отчего-то представители южнокорейской «правой культуры», до сих пор пропитанной травмой Холодной войны, снова и снова встраивают религию в политический процесс — возможно, просто, потому что она давно стала элементом «стандартного пакета» консервативных взглядов.
Тем не менее ни один пророк (пока) не способен защитить президента от Конституционного суда, поэтому пророчество, неизбежно натыкаясь на закон, раз за разом приводит к падению того, кто решает подменить им государство.
Печать