Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев - о сценарии разрешения карабахского конфликта, предложенном первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном.Почему этот
пост о Левоне Тер-Петросяне меня зацепил?
Потому что Тер-Петросян — провидец и ответственный политик, не понятый собственным народом. Его правоту доказало время.
1 ноября 1997 года в ереванских газетах вышла статья президента Левона Тер-Петросяна «Война, или мир: Пора стать серьезнее».
Тер-Петросян пытался инициировать в прессе серьезную дискуссию о возможных путях урегулирования карабахского конфликта: «Что извлек народ из поднятого оппозицией шума: мол, мы пролили кровь за Карабах и, возвращая занятые территории, ставим под угрозу существование Карабаха, что во имя Карабаха армянский народ готов вновь пролить кровь, что мы плевали на мнение мирового сообщества и поставим на колени и Азербайджан, и мировое сообщество?»
Тут надо пояснить, что помимо Карабаха армяне заняли прилегающие к нему районы, из которых сделали буферную зону.
Президент Армении задался вопросами: как должен быть решен конфликт – войной или переговорами? Можно ли вечно или даже временно сохранять статус-кво? Что выгодно Карабаху и Армении – урегулирование или неурегулированная ситуация? Как должна быть решена проблема – компромиссом или поражением одной из сторон, и кто будет проигравшей стороной?
«Вопрос должен быть решен только и только путем мирных переговоров, сохранять долгое время статус-кво невозможно, потому что этого не позволят ни международное сообщество, ни экономические возможности Армении, Карабаху и Армении не выгодна неурегулированная ситуация, потому что это существенно препятствует экономическому развитию Армении и, значит, Карабаха», отвечал на вопросы Левон Тер-Петросян.
Тер-Петросян акцентировал, что компромисс не имеет альтернативы: альтернативой компромиссу является война: «Отрицание компромисса и максимализм являются самым коротким путем к усугублению ситуации в Армении и полному краху Карабаха. Речь не о том, возвращать Карабах или нет. Речь о том, чтобы сохранить Карабах армянским: три тысячи лет он был населен армянами и должен быть населен армянами еще три тысячи лет. Избранный мною путь обеспечит эту перспективу. Армения и Карабах сегодня сильны как никогда, но без урегулирования через год-два они станут несравнимо слабее. О том, что мы отвергаем сегодня, в будущем нам придется просить – как многократно происходило в нашей истории».
Компромисс, по Тер-Петросяну, состоял в выборе не между хорошим и плохим, а между плохим и наихудшим: «Компромисс в какой-то мере удовлетворит все стороны, но в полной мере не удовлетворит никого. Президент Алиев будет представлять это как победу Азербайджана, я попытаюсь представить как победу Армении. Азербайджанская оппозиция сочтет, что Алиев предал и продал Карабах. Армянская оппозиция будет считать, что предал и продал я».
Тер-Петросян назвал абсурдными утверждения оппозиции о том, что президент Армении продает Карабах, чтобы сохранить власть: «Даже безумцу не может прийти в голову, что можно, продав Карабах, удержать власть в Армении. Я избирался на эту должность, осознавая все трудности и ответственность, которую несу за их преодоление, в чем нисколько не раскаиваюсь. Неужели кто-то думает, что я не знаком с дешевыми трюками, как изображать из себя героя, осуществившего чаяния народа любой ценой? Неужели кто-то думает, что я не могу день и ночь ругать турок, поднимать в ООН вопрос о признании Геноцида армян, объявить недействительным Карсский договор, требовать у Турции признания границ по Севрскому договору, предъявить ультиматум Азербайджану, признать независимость Карабаха, заявить, что мы не уступим ни пяди земли? Ошибаетесь, и я бы мог с легкостью обрести репутацию смельчака и патриота, стать идолом нации и символом единения Армении и Диаспоры».
Сделать это ему не давал «простой политический расчет и осознание необходимости удержать народ от беды». В вопросе независимости Арцаха у Армении нет союзников, «наш единственный союзник – это отказ от авантюризма».
Вернуть Азербайджану семь занятых районов и сохранить за армянами Карабах — таким был план Тер-Петросяна.
Сбыться этому плану было не суждено. Народ его не понял. История все расставила по местам.
Печать