Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об исследовании Совета по детской книге относительно безопасности литературы для подрастающего поколения.Намедни Совет по детской книге Союза писателей России опубликовал результаты большого исследования литературы, предназначенной для подрастающего поколения. Результаты изысканий, проведенных наследниками Горького и Фадеева, вызывает недоумение: общественность «обрадовали» заявлением, что 60% детских книг, издаваемых в России, содержат вредные смыслы и деструктивные установки.
Что же такого опасного нашли мужи из Союза писателей в книгах, предназначенных по большей части для младшеклассников? Пропаганду предательства. Представление о том, что человек – это животное (через демонстрацию антропоморфных зверей). Смену социальных ролей у мужчин и женщин. Осквернение образа семьи, матери и отца. Утверждения о «преодолимости физиологии», т.е. романтических отношениях между людьми одного пола. Слом представлений о красоте. В общем, детскую литературу превратили в оплот треша, угара и содомии (во славу Слаанеш, как иначе?). Однако внимательное ознакомление с крамольным творчеством и доводами авторов исследования оставляет множество вопросов.
Например, под пропагандой предательства понимается позитивная оценка дезертирства солдата, осознавшего несправедливый характер ведущейся его правительством войны. Должны ли мы однозначно осуждать такой поступок? Да? Тогда мы назовем гнусным предателем солдата вермахта, отказавшегося в 1941 году участвовать в сожжении деревни? Или юного сирийца, решившего нарушить присягу «Исламскому государству»* (запрещенная в России террористическая группировка)? И как оценить тогда призыв Владимира Владимировича выступить против украинских властей, обращенный к солдатам ВСУ в феврале 2022 года?
Появление на страницах книг антропоморфных зверей, наверное, нужно осуждать. Но очень сложно для человека, который вырос на мультфильмах про крокодила Геннадия и мастерски умеющего шить на машинке кота Матроскина (был бы у меня такой кот, я бы, наверное, не женился).
Осквернение образа семьи, матери и отца – вещь, безусловно, плохая. Только как быть в таком случае с народными сказками и их производными, такими как «12 месяцев» и «Морозко»? Ведь в них родители зачастую либо откровенно пренебрегают своими детьми, либо осознанно ставят их жизнь под угрозу. А русские былины? Богатырь Илья Муромец, если кто-то не знал, бросил свою жену вместе с сыном Сокольником. В результате чего тот, возмужав, дважды попытался лишить отца жизни, но в итоге сам был убит Ильей.
Слом представлений о красоте… Относятся ли к этой категории «Карлик Нос», «Аленький цветочек» или «Рике с хохолком»? Большинство детских сказок, которых читали в детстве автору, были построены на пропаганде принципов «не суди книгу по обложке» и «главное – то, что внутри». А что касается «приучения к страшным монстрам», то тут наша родная Баба Яга спокойно даст фору клоуну Пеннивайзу.
Авторов исследования смущает книга «Бабушка-пират», как материал, пропагандирующий смену социальных ролей. И это сложно оценить иначе как намек: «Старушке Шапокляк и Пеппи Длинный Чулок приготовится, с вещами на выход».
Вполне очевидно, что если использовать критерии пригодности детской литературы, разработанные авторами исследования, то большая часть сказок и детской классики автоматически откажется в спецхране или вовсе исчезнет с полок магазинов и библиотек. Так, может быть, проблемы с качеством не у литературы для школьников, а у Совета по детской книге?
Печать