Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о возможностях использования ИИ в электоральной практике.Начало
здесь.
В 2024 году ИИ стал ключевой темой западных медиа: СМИ представляли его как революционную технологию, способную радикально изменить выборы за счет кардинального пересмотра стратегии коммуникации и взаимодействия с избирателями.
Действительно ли ИИ совершил прорыв в избирательных технологиях, или пока остается лишь "перспективной технологией" с ограниченным практическим влиянием?
1. Потенциал и угрозы ИИ в электоральной сфереФейки — ИИ упростил ведение информационных кампаний (включая фейк-ньюз) благодаря генерации дипфейков и клонированию голосов реальных людей, что ускорило распространение манипулятивного контента. В преддверии выборов 2024 года Центр анализа угроз Microsoft зафиксировал более 400 случаев публикации созданных ИИ фейков, Агентство по кибербезопасности США — свыше 50. При этом и государственные, и частные структуры применяют ИИ для обнаружения и нейтрализации фейков.
Кибербезопасность — технология ИИ использовалась как для кибератак, число которых выросло на 200% с 2020 года благодаря генеративным технологиям, так и для для работы систем обнаружения киберугроз, перехвативших более 30 тыс. фишинговых писем, направленых сотрудникам избирательных органов.
Недоверие избирателей — по данным Pew Research Center, распространение сгенерированных ИИ материалов подорвало уверенность свыше 50% американцев в защищенности выборов, что привело к принятию законов о регуляции дипфейков в 15 штатах только в 2024 году.
Вовлеченность избирателей — ИИ также заметно сократил дистанцию между избирательными органами и избирателями: в Аризоне избирательная комиссия использовала ИИ чат-боты, обработавшие более 1,5 млн запросов на нескольких языках, включая вопросы оБ адресах участков и сроках голосования, что, по оценкам, увеличило явку на 20% среди обратившихся.
Оптимизация управления — избирательные органы также начали применять ИИ для автоматизации регистрации избирателей, выявления нарушений и подсчета голосов, что повысило скорость и точность операций за счет минимизации человеческого фактора. Так, в Калифорнии ИИ установил расхождение в подсчетах бюллетеней на уровне 0,3%, а в Аризоне ИИ еще на этапе досрочного голосования выявил ряд недействительных регистраций избирателей.
2. Прикладные инструменты на базе ИИВыборы 2024 года также продемонстрировали, что ИИ может быть весьма полезен в рамках проведения предвыборных кампаний:
Анализ данных — ИИ дал возможность анализировать огромные массивы персональных и других данных, что повысило точность планирования, включая сегментирование и таргетирование избирателей.
Таргетирование электората — за счет сложной системы классификации избирателей политтехнологи лучше понимали настроения социальных групп и могли гибко взаимодействовать с ними, адаптируя месседжи в рекламе.
Создание рекламы — генеративный ИИ ускорял создание агитационных материалов (от постов до мемов), что позволило быстрее размещать информацию на платформах и удерживать внимание избирателей.
3. Скромные результатыНесмотря на опасения, что ИИ окажет колоссальное влияние на выборы, заполнив медиаполе потоком фейков или найдя сверхэффективный подход к избирателям, его реальный эффект оказался умеренным.
По данным Meta*, менее 1% всех вязанных с выборами фейков на ее платформах были созданы с помощью ИИ. Исследование MIT показало, что на ИИ пришлось создание менее 5% от общего объема рекламы, при этом эффективность использования ресурсов выросла на 10–15%, а рост явки в колеблющихся штатах благодаря таргетингу местами составил до 12%.
Таким образом, хотя ИИ повысил эффективность ряда процессов, он не стал фактором, радикально изменившим итоги выборов. Приписываемая ему победа Трампа стала не столько следствием технологической революции, сколько особенности избирательной системы США.
*признана в России экстремистской организацией
Печать