Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук – о законопроектах православной направленности.Те, кто внимательно следит за законодательной повесткой, могли заметить в последнее время активизацию законопроектов православной направленности. Очевидно, что без кропотливой работы из разряда классического GR такие изменения были бы невозможны. Во многом в эффективности такой деятельности видится заслуга руководителя правового управления Московской Патриархии Игуменьи Ксении (Чернега).
Только за 2024 год были приняты следующие изменения:
- В
законопроект о сиротских произведениях введена
поправка о специальной экспертизе товарных знаков религиозной тематики через Роспатент и Межрелигиозный совет России.
- Введен
запрет на отчуждение из публичной собственности имущества религиозного назначения, что предотвратит «появление в храмовых комплексах магазинов, питейных заведений или развлекательных центров», говорил основной
автор инициативы, глава комитета по собственности Сергей Гаврилов.
- Через депутатов была внесена поправка в правительственный законопроект, согласно которой священники будут работать с подозреваемыми в СИЗО, для чего ФСИН заключит с централизованной религиозной организацией
специальное соглашение.
- Больницы обязали по закону
предоставлять священникам доступ к пациентам для богослужений. Благодаря поправке Александра Жукова им разрешат посещать даже реанимационные палаты.
Игуменья Ксения недавно в одном из интервью рассказала и о новых правовых инициативах РПЦ в образовании, здравоохранении и тюремном служении. Но самый серьезный пассаж ее интервью касался правого статуса военных капланов, которых наконец-то согласовало Минобороны. Далее цитата: «Такая позиция ведомства вызывала по меньшей мере недоумение: когда как не сейчас необходимо урегулировать статус военных священников? Однако, со сменой руководства ведомства его позиция изменилась. Недавно Минобороны официальным письмом выразило готовность внести необходимые поправки в законодательство».
Известно, что по резонансным законопроектам Патриарх открыто обращается в Госдуму. Кроме этого, два года назад была создана межфракционная группа под руководством Петра Толстого для благословленных со стороны РПЦ законодательных идей. Известны так же Рождественские чтения, которые проходят ежегодно. РПЦ выстроило эффективные взаимоотношения с российским парламентом. Но есть над чем поработать.
Не всегда удается добиться изменений законов с первого раза. Самые резонансные из таких попыток касались запрета абортов в частных клиниках и права охраны здоровья эмбриона до рождения.
Пока что это самые сложные кейсы для РПЦ. Но Игуменья Ксения, если можно так выразиться, как профессиональный джиарщик, привыкла «дожимать».
Например, Минздрав на днях опубликовал проект приказа, в котором говорится об ограничении доступа священников в инфекционные палаты. На что
Чернега возразила: «…редакция пункта 6 проекта приказа не поддерживается, и Церковь будет добиваться ее пересмотра».
Таким образом, механизмы законодательной деятельности в нашей стране весьма разносторонние и часто являются результатом многочисленных сдержек и противовесов.
Печать