Федеральные эксперты прокомментировали ситуацию вокруг «Маяка» после запуска модернизированных очистных сооружений.
Уже несколько месяцев не стихает общественная дискуссия вокруг бумажной фабрики «Маяк», которая работает в Пензе. В этом году были достроены и запущены модернизированные очистные сооружения, которые, по мнению экспертов, значительно снизят экологическую нагрузку на реку Старая Сура. Кроме того, директор по производству фабрики Андрей Дубов дал большое
интервью, где ответил на все острые вопросы об экологическом благополучии производства и особенностях технологического процесса на «Маяке».
Федеральные эксперты также прокомментировали вопросы, связанные с технологиями бумажного производства на фабрике, а также медийный ажиотаж вокруг «Маяка».
Эксперт Общественного совета при Минприроды России Игорь Шкрадюк
отметил, что самым экологически грязным этапом в этой сфере является производство целлюлозы из древесины, а фабрика «Маяк» делает только бумагу.
- Можно делать бумагу только из макулатуры. Однако при использовании и переработке бумаги часть волокон целлюлозы ломается. Бумага из коротких волокон менее прочная и годится лишь для тех изделий, где высокая прочность не нужна: салфетки, туалетную бумагу и т.п. Поэтому неудивительно, что фабрике Маяк в макулатуру добавляют 10% новой целлюлозы, - рассказал эксперт.
Также Игорь Шкрадюк ответил на вопрос про возможное появление хлорсодержащих веществ (АОХ) в стоках фабрики:
- Целлюлозу на целлюлозных заводах отбеливают. В России для этого до сих пор используют хлорсодержащие вещества (диоксид хлора). Целлюлозу тщательно промывают, но часть хлора в ней остается и попадает в бумагу. Поэтому и в макулатуре есть хлор, преимущественно в химически связанном виде.
При производстве бумаги что из целлюлозы, что из макулатуры часть хлорсодержащих соединений попадает в воду. Поэтому адсорбированный органический хлор, пусть в небольших количествах, в сточных водах бумажной фабрики может присутствовать.
Но, при этом, надо учитывать, что и водоканалы для обеззараживания воды применяют хлорсодержащие вещества (гипохлорит кальция), - заключил эксперт.
Нездоровый информационный ажиотаж вокруг «Маяка», зачастую не связанный с экологией
отметил политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП
Антон Садкин:
- Конфликт вокруг фабрики «Маяк» сложно воспринимать как чисто экологический. В случае обсуждения темы очистных сооружений предприятия за последние месяцы можно достаточно четко проследить формирование нескольких волн негативных публикаций, что, гипотетически, может быть признаком наличия определенного заказа. Нельзя исключить возможность, что некие силы пытаются использовать ситуацию в своих интересах с целью рейдерского захвата компании. Об этом свидетельствуют требования отдельных публицистов сменить собственника фабрики.
- Удивляет и то, что часть активистов занимают именно бескомпромиссную позицию. Несмотря на то, что руководству предприятия уже удалось модернизировать производство и заметно снизить экологические риски. Обычно чисто экологические конфликты развиваются в рамках иного алгоритма: уступки со стороны условного предприятия влекут за собой смягчение позиции «разгневанных горожан», - рассказал политтехнолог.
Кроме того, Антон Садкин обратил внимание, что губернатору Пензенской области Олегу Мельниченко удалось найти компромиссную модель решения конфликта, которая учитывала и необходимость сохранить рабочие места вместе с налоговыми отчислениями, и риски для здоровья населения.
- Глава региона приложил немало усилий, чтобы решить экологические проблемы предприятия, не вмешиваясь при этом в бизнес-процессы. В целом план губернатора успешно воплощается в жизнь, что может предоставить ему дополнительные очки в глазах федерального руководства. И это, вполне очевидно, крайне нежелательно для его оппонентов, - поделился эксперт.
Печать