Директор Национальной службы статистики (НСС) Грузии Гогита Тодрадзе на пресс-конференции рассказал об оттоке россиян из страны. Из-за этого регистрируется все меньше новых предприятий: в июне было создано 5,5 тысячи новых предприятий, что на треть меньше прошлогодних показателей. Тодрадзе объяснил данное сокращение снижением числа российских граждан, которые еще в 2022-2023 годах активно регистрировали свои бизнес-структуры в Грузии.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Официальная статистика не позволяет точно определить количество россиян, переехавших в Грузию. Грузинское законодательство предоставляет гражданам России возможность проживать в стране без регистрации в течение 12 месяцев. То есть многие релоканты продолжают оставаться в Грузии под видом туристов.Грузинские власти оценивали количество российских релокантов в 63 тысячи. Однако уже в прошлом году это число значительно сократилось. По данным статистики, которые публиковались в СМИ, из Грузии выехало в РФ на 31 тысячу россиян больше, чем въехало (включая людей с туристическими и транзитными визитами). Можно сравнить с данными 2022 года, тогда в Грузию въехало на 60 тысяч больше россиян, чем выехало. Количество россиян, проживающих в таких городах, как Тбилиси и Батуми, не превышает 30 тысяч человек. Эксперты также указывают на резкое снижение денежных переводов из России: в 2024 году он сократился почти на 70% по сравнению с прошлым годом.
Возвращение релокантов из стран ближнего зарубежья в Россию – тренд, который затронул не только Грузию, но и Армению, Казахстан, Киргизию. Взвинченные после массовой релокации цены на недвижимость (покупку и аренду) при более низких, чем в России, зарплатах стал экономическим триггер для возвращения. Есть и политический. Скажем, в той же Грузии к россиянам, которые привезли огромные деньги (а порой и готовые бизнесы) очень прохладное отношение у политической элиты во главе с президентом Зурабишвили.
Думаю, часть релокантов решила вернуться, оценив некоторое «оттаивание» внутриполитической ситуации в России с одновременным потеплением отношений России и Запада (его знак – грандиозный обмен заключенными, какого не было с 1985 года).
Печать