Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о попытке государственного переворота в Боливии.Пока мы спали, а Латинская Америка бодрствовала, в действительно Многонациональном Государстве Боливия (официальное название, между прочем) местные занялись любимым развлечением стран третьего мира: военные попытались осуществить переворот и свергнуть Президента Луиса Арсе – к счастью, получилось у них не очень.
Днем 26 июня подконтрольные командующему Сухопутными войсками Боливии генералу Хуану Хосе Суньиге подразделения заняли президентский дворец в Ла-Пасе, попытавшись сместить Арсе и его министров. Несмотря на заявления Суньиги о том, что на его стороне командующие трех родов войск Боливии, спустя 3 часа подтвердилось обратное: мятеж поддержало меньшинство военных, а из старших офицеров – только отставной вице-адмирал Хуан Арнес Сальвадор. В итоге военные вернулись в бараки, Суньига арестован, началось следствие и выявление других причастных.
Вообще, если прикинуть, с момента обретения независимости в 1825 году в Боливии произошло свыше 190 переворотов и революций – разумеется, не все они были удачные. Тем не менее вчерашняя попытка стала первой с 1984 года – аккурат 40 лет назад (30 июня, т.е. разница буквально 4 дня) группа военных при поддержке США точно так же попыталась свергнуть законно избранного умеренно левого Президента Эрнана Суасо.
Но вернемся ко вчерашним событиям и постараемся разобраться, в чем причина мятежа и что стало триггером. А дело в том, что экс-Президент Боливии Эво Моралес решил снова баллотироваться на президентских выборах в 2025 году, не имея на то законных оснований. Не складывается? Давайте разбираться.
Моралес легально занимал пост Президента 3 срока (2006-2019) несмотря на установленный Конституцией лимит в 2 срока подряд (поправки в основной закон, обнуление сроков, вот это вот все), а также участвовал в выборах 2019 года и даже был избран на 4-й срок (с санкции Многонационального Конституционного Трибунала), после чего страна раскололась на сторонников и противников Моралеса и погрузился в пучину протестов. Спустя 20 дней, 10 ноября 2019 года, Моралес ушел в отставку (назвал это переворотом, кстати) и покинул страну, а ставшая и.о. Президента Жанин Аньес (на весьма сомнительных легальных основаниях) тут же приказала силой разогнать сторонников Моралеса, освободив силовиков от юридической ответственности за любые действия, включая нанесение увечий и убийства.
Так или иначе, по итогам новых выборов в ноябре 2020 года Президентом стал союзник Моралеса и член его партии “Движение к социализму” Луис Арсе – тот самый, которого вчера пытались свергнуть. Пока Моралес год укрывался в Мексике и Аргентине, он перетянул на себя некоторые рычаги управления правящей партией, на фоне чего у бывших партнеров (и у их сторонников внутри партии) произошел конфликт.
В последние месяцы Моралес сильно критиковал Арсе, обвиняя его в текущих социально-экономических проблемах Боливии, а его сторонники дестабилизировали работу правительства и всячески стремились спровоцировать досрочные выборы в надежде на переизбрание Моралеса (вопреки последнему решению Трибунала о его дисквалификации).
В свою очередь генерал Суньига, назначенный на этот пост Президентом Арсе в ноябре 2022 года, в ходе телеинтервью заявил, что армия не позволит Моралесу вернуться к власти. После серии публичных пикировок (Суньига также угрожал председателю Сената Андронико Родригесу и сенатору Леонардо Лосе – оба сторонники Моралеса) 25 июня Арсе уволил зарвавшегося генерала, что и спровоцировало мятеж.
Чисто интуитивно, этот кейс органично встраивается в цепочку событий “покушение на Фицо – протесты в Грузии – авария с участием кортежа Орбана” и т.д., и вот почему.
Боливия при Арсе занимает пророссийские позиции: не голосует за антироссийские резолюции в ООН, одной из первых признала вакцину Спутник V, сотрудничает с Росатомом и Газпромом, нацелена на вступление в БРИКС. А еще Боливия является страной №1 по подтвержденным запасам лития – нефти XXI века.
Мягкое подбрюшье мирового гегемона, так сказать.
Печать