Телеграм-канал Незыгарь *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) опубликовал мнение руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперта Центра ПРИСП, автора телеграм-канала «Мир как конфликт» Олега Иванова – о десятой годовщине войны в Донбассе.25 мая 2014 года президентом Украины был избран Пётр Порошенко. В июне того же года украинские силы в лице ВСУ, Нацгвардии, «добробатов» развернули наступление широкомасштабное наступление в Донбассе в рамках так называемой АТО.
Сегодня многие не понимают, почему Россия начала СВО только в 2022 году, зачем ждала 8 долгих лет?
Почему Москва признала Порошенко легитимным президентом, для чего подписывала с Киевом Минские соглашения?
Важно понимать, что исторически, ещё со времён Переяславской рады, Украина была территорией, где сходились интересы, как минимум, двух цивилизаций – западной и российской. Интересы этих двух цивилизаций постоянно сталкивались на территории нынешней Украины.
Например, Богдан Хмельницкий подписал договор с Москвой, а его сын Юрий перебежал на сторону поляков. Через несколько десятилетий Мазепа подписал ряд соглашений с Москвой, фактически отказался от независимости, но во время русско-шведской войны перебежал на сторону шведов.
Или взять хотя бы президентов постсоветской Украины: Кравчук – прозападный, Кучма – более умеренный, он родом из Днепропетровска, Ющенко – прозападный, Янукович – пророссийский.
Исторически на Украине эти «качели», конфликт интересов, но последний Майдан с подачи Запада убедил националистов в том, что они могут покончить с российским влиянием в стране.
В качестве контрмеры Москва решила использовать Донбасс как важный инструмент политического влияния на киевский режим. Для этого нужно было придать особый статус ЛНР и ДНР, в первую очередь, обеспечив их безопасность. Вот почему ключевыми пунктами Минских соглашений стали отвод войск, принятие закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и начало диалога о способах проведения местных выборов в соответствии с этим законом. У Москвы были определённые надежды на Порошенко, на его способность имплементировать эти соглашения, официально закрепить автономию ЛНР и ДНР.
Напомню, что на президентских выборах 2019 года Россия неофициально поддерживала именно его, а не Зеленского. Для Порошенко это могло стать хорошим способом заморозить конфликт, причём де-юре Донбасс оставался бы в составе Украины. Москва же, в свою очередь, при таком сценарии могла бы приступить к интеграции ЛНР и ДНР в экономическое пространство России, а также получила бы мощный рычаг влияния на Банковую.
Однако, как фактически призналась Ангела Меркель немецким СМИ в декабре 2022 года, Минские соглашения заключались для того, чтобы дать киевскому режиму время нарастить военный потенциал, в т.ч. накопить западное оружие и технику для атаки на Донбасс. Киев намеревался вернуть контроль над этими территориями и провести там политическую зачистку, с выдавливанием пророссийского населения и его заменой на украинских националистов.
Таким образом, Киев и международные «гаранты» Москву в очередной раз обманули, и надежды на мирное урегулирование конфликта были похоронены. С каждым годом жители Донбасса всё меньше видели ЛНР и ДНР в составе Украины – этому активно способствовали регулярные обстрелы мирного населения со стороны ВСУ. Так, по данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, за эти 8 лет в Донбассе погибло свыше 3 тыс. мирных жителей, из них более 100 детей.
Таким образом, годы ожидания со стороны России, на самом деле, были наполнены дипломатическими попытками образумить Запад и киевский режим, постараться урегулировать конфликт без прямого военного вмешательства Москвы.
К сожалению, такое «бездействие» снова было воспринято нашими оппонентами как слабость, что и привело в конечном итоге к началу специальной военной операции на Украине.
Печать