Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о визите министр финансов США Джанет Йеллен в Китай.
Пекин с рабочим визитом посетила министр финансов США Джанет Йеллен. В числе прочего она заявила, что «компании в КНР, не должны оказывать материальную поддержку войне России, и если они это сделают, то столкнутся со значительными последствиями. Любые банки, которые сопровождают крупные сделки по направлению товаров военного или двойного назначения в российский ВПК, подвергают себя риску санкций со стороны США».
Даже американские СМИ удивились «необычной прямотой» этого заявления, прозвучавшего, кстати, в день прибытия в Пекин Сергея Лаврова. МИД КНР осторожно прокомментировал, что «соответствующая страна не должна очернять или нападать на нормальные межгосударственные отношения между КНР и Россией».
Мы видим, что Вашингтон, который и ранее никогда не отличался особой дипломатичностью, уже просто отбросил всякие правила приличия. Приезжают в гости, причём не к своим сателлитам, а в крупнейшую экономику мира, и начинают учить Пекин, как ему жить и с кем дружить.
Это связано, во-первых, с активным ростом экономического сотрудничества между Россией и Китаем, что очень раздражает США. Так, по итогам прошлого года товарооборот Москвы с Пекином составил 240 млрд. долларов, а с находящейся на второй строчке в списке торговых партнёров Индией – 65 млрд. долларов, т.е. даже здесь мы видим почти 4-кратный отрыв. Вашингтон понимает, что параллельно укреплению экономических связей идёт процесс усиления и связей политических. Россия и Китай – ядерные державы, отрицающие западно-либеральные «ценности», традиционные геополитические противники Вашингтона, а их лидеры связаны личной дружбой. От такого сотрудничества образуется синергия, значительно превосходящая эффект от простого сложения усилий двух стран.
В этой связи «крайняя озабоченность» США вполне понятна и логична. Но вызывают недоумение методы, которыми Вашингтон собирается решать эту проблему с точки зрения своих интересов. Угрожать западными санкциями Китаю – поразительная глупость. Санкции не работают ни против России, ни против Ирана, ни даже против КНДР, очевидно, что они не будут работать и против Китая. Где принцип «разделяй и властвуй»? Вашингтон не слушает даже собственных патриархов дипломатии. Незадолго до смерти Киссинджер говорил, что нужно дождаться, «когда разногласия России и Китая позволят Западу выстраивать разные отношения с этими странами». Вроде бы очевидные вещи: в потенциальном конфликте с участием трёх крупнейших мировых акторов победа останется за той стороной, на которой будут два из них. Вашингтон же, такое ощущение, вместо «вбивания клиньев» и «сталкивания лбами» Москвы и Пекина, наоборот, делает всё возможное, чтобы нас сблизить.
Визит Йеллен в Пекин позволяет сделать несколько выводов.
Первый: Белый дом в очередной раз подтвердил свой статус мастеров твердолобой дипломатии, будучи уверен в том, что любые проблемы можно решить прямыми угрозами.
Второй: у Вашингтона нет чёткой стратегии по «разделению» Москвы и Пекина, потому что те заявления, которые мы услышали, способствуют достижению цели прямо противоположной.
И главный: «если враги нас ругают, значит, мы всё делаем правильно».
Печать