Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о том, как поменялся электорат Дональда Трампа.Экс-президент участвует в третьей президентской кампании. Первая была в 2016, вторая – в 2020, и вот сейчас идет третья. За это время часть его избирателей успела повзрослеть, кто-то поменять политические предпочтения, а другие постареть. Рассмотрим материал The Washington Post по итогам ранних праймериз января-февраля. Данные собирались через exit polls —опросы на выходе с участков голосования.
Основные выводы:
1. С 2016 года электорат Трампа в среднем постарел. Примерно 36% составляют люди старше 65 лет, причем эта группа избирателей увеличилась на 12%, то есть пожилых стало больше в общем количестве сторонников. В 2016 году их было меньшинство, а теперь это главная группа поддержки. Трамп — лидер дедушек и бабушек в праймериз.
2. Избиратели стали консервативнее. Примерно 52% идентифицируют себя хардкор-консерваторами, прибавка на 20% по сравнению с 2016 годом.
3. Трампа поддерживают и женщины (46%), и мужчины (44%). Поддержка среди первых выросла на 1% по сравнению с 2016 годом.
4. Самая большая религиозная группа поддержки — евангелисты (51%). В 2016 году они предпочли Теда Круза на праймериз в Айове.
Такие исследования интересны для оценки динамики внутри разных групп избирателей, но они не позволяют экстраполировать полученные результаты на всеобщие выборы. Почему?
Во-первых, явка на праймериз всегда сильно меньше, чем на основных выборах. Во-вторых, это замер электората только внутри Республиканской партии, без сомневающихся или проголосовавших за экс-президента бывших демократов. В-третьих, результаты по ограниченному количеству штатов — Южной Каролине, Нью-Гемпширу и Айове.
Что точно можно сказать? Трамп справился с главной задачей — привел на участки наиболее идеологически заряженных избирателей. Я не устану повторять простое правило выборов в Республиканской партии: на праймериз будь радикалом, на всеобщих выборах – умеренным кандидатом.
У Трампа получилось. Вопрос только в том, сумеет ли он остановиться и не распугать независимых избирателей. В 2023 году их было в США 43%, примерно такие же цифры будут и в 2024 году. Именно они определят, кто победит на выборах президента.
На руку ему играют: не сработавшая Байденомика, «полевение» Демпартии, слабые экономические показатели администрации Байдена, нечеткая и даже невнятная внешняя политика действующего президента.
Против него играют: уголовные дела и шанс быть признанным виновным, большие денежные издержки из-за исков, сильное «правение» Республиканской партии, невнятная позиция по медицинской реформе, очень общая экономическая программ.
Печать