Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о миграционной политике и потребностях экономики РФ.Миграционная тематика в России в последние полгода, примерно, стала приоритетной в информационном поле. К большому сожалению, очень много передергиваний, стереотипов, фейков, политических мифов. Вот один из них – якобы Россия может и без мигрантов развиваться.
Такое мнение высказывают откровенные мигрантофобы. Например, активисты развившей необычайно бурную активность «Русской общины». Или даже некоторые депутаты Госдумы, вроде коммуниста Михаила Матвеева (он как-то назвал мигрантов-мусульман «дикарями», за что ему потом пришлось извиняться перед российской уммой).
Но любые рассуждения мигрантофобов – от местечковых до федеральных – может посрамить официальная статистика. Наш аналитический центр давно занимается изучением миграционной статистики, которая свидетельствует, что в России не осталось незадействованных трудовых ресурсов.
Экономике не хватает более 1,8 млн работников. Такие цифры приводит консалтинговое агентство FinExpertiza на основе данных Росстата и кадровых агентств. Причем за год кадровый год ужесточился на 220 тысяч человек.
В некоторых регионах кадровый голод просто чудовищный. В Татарстане почти 10 вакансий на одно рабочее место, В Ленинградской и в Нижегородской области – по 13 вакансий, в Тульской области больше 20.
Абсолютные цифры еще показательнее. Санкт-Петербургу, Татарстану, Красноярскому краю и Ростовской области не хватает по 50 тысяч работников, Краснодарскому краю и Подмосковью – по 77 тысяч, Москве - более 120 тысяч.
Работодатели используют несколько резервов. Например, активнее привлекают на работу подростков: законом это не запрещено, хотя есть и много ограничений.
Пытаются активнее привлекать заключенных: в исправительных центрах их могут привлекать к обязательным работам. Но тут загвоздка: центров уже почти 400, однако трудиться в них может лишь около 40 тысяч осужденных. Маловато в масштабах страны.
Так что главный кадровый резерв – это мигранты. Российские работодатели пытаются осваивать новые рынки, откуда можно привлекать трудовых мигрантов. Это, например, Северная Корея, где сейчас официально безработных более 550 тысяч.
Опыт работы северокорейцев в России есть: до ковида 32 тысячи выходцев из КНДР трудились на стройках. Потом они были вынуждены уехать. Сейчас же работодатели все чаще посматривают в сторону КНДР ради экономии: местные работники просят меньшую зарплату, чем выходцы из Узбекистана или Киргизии.
Печать