Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) – о задачах парламентских партий в контексте президентской кампании.Тема парламентских партий на президентских выборах глубоко периферийна. Поскольку исход голосования очевиден, они решают свои локальные задачи, которые неинтересны большинству избирателей. Поэтому внимание к их кампаниям невелико.
Проще всего со «Справедливой Россией» - она эти выборы пропускает, равно как и выборы шестилетней давности. Ее избирателям невозможно объяснить, зачем кандидат от партии принимает участие в выборах, раз он полностью поддерживает Владимира Путина.
КПРФ, ЛДПР и «Новые люди» своих кандидатов выдвинули. Все партии находятся в консенсусе по поводу СВО и ведут себя крайне осторожно.
КПРФ выдвинула слабого, возрастного и нехаризматичного Николая Харитонова. Для партии главное – минимизировать любые политические риски; коммунисты еще не забыли проблем в 2018 году с выдвижением Павла Грудинина, после которого пришлось восстанавливать отношения с властью. Рейтинг Харитонова невысок, партийные активисты разочарованы кандидатом, которого трудно продвигать в публичном пространстве. Но в то же время смирение дает и свои плоды – на выборах не будет спойлера в виде «Коммунистов России», в отличие от того же 2018 года.
Задача ЛДПР – раскрутить Леонида Слуцкого, который до сих пор находится для избирателей в тени покойного Владимира Жириновского. Поэтому Слуцкий проявляет большую активность, чем Жириновский – ему надо повышать известность как лидеру партии, тогда как Харитонов, разумеется, не конкурент Геннадию Зюганову. Сверхзадача Слуцкого – догнать и перегнать Харитонова, выйти на второе место, то есть превзойти результаты Жириновского. Но против этого играют электоральные особенности – у КПРФ «ядерный» избиратель идеологичный и дисциплинированный плюс есть ностальгирующая по СССР периферия. У ЛДПР «ядро» меньше, а периферия исторически уходит на президентских выборах к власти. Эти избиратели хотят видеть партию в парламенте, но не рассматривают ее лидера (как Жириновского, так и Слуцкого) в качестве потенциального президента.
Кандидат от «Новых людей» баллотируется впервые – Владислав Даванков претендует на роль выразителя интересов модернистского электората крупных городов, прежде всего мегаполисов. Проблема Даванкова – в факторе Бориса Надеждина, которого этот сложный и требовательный электорат воспринимает куда в большей степени как «своего». Если Надеждин не сможет участвовать в выборах, то его только что сформировавшийся электорат автоматически к Даванкову не перейдет. Хотя потенциал для «перетока» есть, но избирателей надо будет убедить в целесообразности такого «второго выбора». Даванков уже начал это делать – подписался за Надеждина, предложил закон против доносчиков.
У всех партий есть прицел на парламентские выборы, которые состоятся в 2026 году – и все они заинтересованы в нормальных отношениях с властью для проведения неконфликтных и нерискованных избирательных кампаний. Кроме того, у трех из четырех думских партий есть свои главы регионов – Клычков в Орловской области и Коновалов в Хакасии от КПРФ (причем Клычков – «государев человек», а Коновалов в прошлом году переизбрался на новый срок), Дегтярев в Хабаровском крае от ЛДПР, Николаев в Чувашии от СР. «Новые люди» тоже могут претендовать на руководство регионом. Это еще более стимулирует все партии к осторожности с тем, чтобы сохраниться в политической системе.
Печать