Состоялась 20-я прямая линия, в ходе которой Владимир Путин ответил на вопросы граждан и журналистов. В этот раз прямая линия была объединена с большой пресс-конференцией под названием «Итоги года с Владимиром Путиным».
Политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский – о прямой линии с президентом.В этот раз президент общался с россиянами
в новом формате. И думаю, это вполне оправданно. Надо заметить, что в прошлые годы звучало немало критики в адрес большой пресс-конференции. Многие наблюдатели говорили, что это традиционное мероприятие превращается в такой сбор наказов от регионов, с которыми журналисты приезжают в Москву. Иными словами, во многом повторяет прямую линию.
Что касается содержательной части, очевидно, что в этот раз глава государства отказался от традиционного вступительного доклада, который, кстати, перекликается еще с одним форматом – посланием президента. Путин лишь обозначил определенные позитивные тенденции в развитии государства, экономики и общества.
Ожидаемо, одной из самых объемных тем обсуждения стал ход Cпециальной военной операции с точечной надстройкой вопросов, связанных с поддержкой военнослужащих и членов их семей. Тут президент явно продемонстрировал, что эти вопросы находились и находятся на его личном контроле. А также признался, что использует для решения этих задачи нестандартные ходы. Например, находится в постоянном контакте с военными корреспондентами, получая от них информацию о ситуации на лини соприкосновения, необходимой помощи бойцам и так далее.
Еще один момент, который хочется отметить (на это обратил внимание и президент) – проблематика вопросов из новых регионов, как и их риторика, не отличались от тех вопросов, которые пришли из других регионов страны. Основываясь на этом, я бы сказал, что новые регионы, несмотря на продолжение СВО, гармонично вошли в состав России. В том числе – в части реализации госпрограмм и стоящих перед властями вопросов.
В этом году явно превалировала (возможно, это как раз следствие объединения форматов) внутриполитическая повестка. Вновь проявилась такая тенденция, как решение каких-то точечных, регионального уровня вопросов, путем прямого обращения к президенту. Наверно, все-таки, к сожалению. Подобные примеры были и на прошлых мероприятиях. Яркий пример нынешнего разговора – видеовопрос из Крыма о ремонте спортивного зала. Но тут проявилась и позитивная тенденция в части развития гражданского общества. И президент это тоже отметил. Уже во время мероприятия учащиеся школы губернаторов заявили, что готовы как волонтеры поучаствовать в этих ремонтных работах.
Менее обширным, чем я ожидал, оказался блок вопрос о развитии арктических территорий. Но здесь причина понятна, буквально на днях в рамках рабочего визита в Архангельскую область Владимир Путин фактически провел отдельную прямую линию для жителей Крайнего Севера. Хочу заметить, что там и вопросы, и ответы были, с моей точки зрения, более жесткими для губернаторов. Думаю, можно прогнозировать, что президент будет и дальше развивать практику такого тематического общения.
Кстати, в ходе нынешнего мероприятия Владимир Путин, говоря о работе фонда «Защитники Отечества», ссылался на общение с сотрудниками фонда в регионах. Можно ожидать, что по особенно важным направлениям мы еще увидим форматы, сходные с прямой линией.
Печать