Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о бюджете Украины. Накануне событий в Израиле в Верховной Раде Украины сверстали смету бюджета на 2024 год, дефицит которого достиг рекордных 54 млрд долларов. Напомню, что в прошлом году налоговые доходы Украины составили 34 млрд, а расходы – 70 млрд. Таким образом, по сравнению с прошлым годом планируемый дефицит бюджета Украины увеличился на 18 млрд долларов (на треть).
Это означает, что даже если все доходы страны направлять только на покрытие дефицита, он все равно продолжит расти. Украина – фактический банкрот, который продолжает оставаться на плаву лишь
благодаря западной поддержке. Ни на что другое Киев надеяться уже не может. «Печатать» деньги в виде облигаций внутреннего госзайма и у себя же их покупать Украина уже пробовала: это ожидаемо привело к резкому росту инфляции. Всё, что собирает Украина внутри страны – налоговые и неналоговые доходы – расходуется на войну. И этих средств категорически не хватает даже с учетом западной помощи.
По этой причине в следующем году Киев планирует значительно «урезать» социальную сферу: образование, здравоохранение, науку, культуру. Также резкий рост дефицита бюджета приведёт к росту налогов и скачку инфляции, что не в лучшую сторону отразится на реальных доходах населения.
События в секторе Газа и привлечение внимания мирового сообщества к Ближнему Востоку также могут существенно сказаться на финансовой поддержке Украины. Уже на три недели «подвисло» голосование в США по выделению очередного пакета помощи Киеву (включая 11 млрд долларов невоенной помощи), и сроки, а, тем более, итоги этого голосования находятся под большим вопросом.
Такая неопределенность – один из важных факторов пересмотра сметы, к тому же и от европейских союзников Украина пока получила значительно меньше, чем рассчитывала. Кроме того, «суверенный» Киев теперь настолько погряз в долгах, что должен выполнять все требования МВФ, а это, как обычно, полный набор: от максимального «снятия социальной нагрузки» с государства до установления европейских «рыночных» тарифов, которые большинство населения платить просто не в состоянии.
Любой военный конфликт должен обеспечиваться значительной экономической «подушкой». У России она есть. Мы своевременно стабилизировали экономику, переориентировали ключевые направления на новые рынки, к тому же, у нас есть Фонд национального благосостояния, который позволяет финансировать расходы не только на военные действия, но и на поступательное развитие страны. Украине же не на что опереться, кроме Запада. Вашингтону теперь приходится содержать не только украинскую армию, но и ее государственный аппарат, отрасли ЖКХ, образования и здравоохранения и т.д. Но насколько долго Запад это захочет делать?
Печать