Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о поправках, устанавливающих ответственность российских граждан за
поиск в интернете экстремистских материалов и получении доступа к ним.
Итак, государство российское в лице крупных чиновников и депутатов Госдумы продолжает свой «неравный бой» с цифровыми технологиями. Ключевой новостью последних дней стали поправки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность граждан за поиск экстремистских материалов в интернете. Естественно, указанные поправки вызвали и недоумение, и неприятие со стороны сколько-нибудь адекватных людей. Поэтому комментировать здесь особенно и нечего. Всю абсурдность ситуации емко и лаконично
уже охарактеризовал один из признанных российских экспертов в области «политического Рунета» Николай Пономарев.
Тем не менее, оценивая эту явно не здоровую ситуацию, хотелось бы добавить четыре тезиса. Первое – указанные поправки не несут в себе ничего принципиально нового. Они лежат строго в русле всей предшествующей политики государства по ущемлению «цифровых свобод» россиян. Вполне органично вписываются в рестрикционную концепцию «цифрового суверенитета», к которому государство, вроде как, стремится, но всё не как не может обрести. Поэтому все эти нормативные «новеллы» и юридические «новации» – ожидаемое продолжение тренда на информационное «закрытие» России, следующий логичный шаг после череды блокировок независимых (не просто не лояльных в политическом плане, а именно не подконтрольных государству!) интернет-ресурсов и «замедления» YouTube.
Второе. Идея поэтапной тотальной криминализации повседневного, привычного поведения граждан – априори является плохой и деструктивной по своей сути. Предлагаемые поправки – конечно, почти «резиновые» с точки зрения возможной правоприменительной практики. Поэтому очень важно, какой будет эта самая практика: волнообразно-селективной (кампании по поиску «правонарушителей» и выборочные наказания с целью запугивания общества) или сугубо точечной, предельно персонализированной. Во всяком случае, пока есть все основания полагать, что в ближайшее время она точно не будет массовой, и штраф «за чтение материалов заведомо экстремистского содержания» не станет в России такой же обыденностью, как, например, штраф за нарушение ПДД.
Третье. Государство (блокируя, «замедляя» и запрещая что-то там нехорошее и опасное в Сети) остается глухим к проблемам и неудобствам граждан. «Децифровизация» российского общества (и российской экономики!) идёт полным ходом. Развлекательный и детский интернет-контент, образовательные ресурсы, волонтерские группы в Сети – все эти «мелочи» государственных мужей явно не беспокоят. Власть имущие четко знают, что Интернет, равно как и мобильную связь, можно просто и произвольно полностью отключить, сославшись на соображения безопасности. И какая там разница, у кого навигатор в автомобиле завис, у кого онлайн-платёж на маркетплейсе не проходит, а кому «скорую» надо срочно вызвать… Ваши проблемы – это ваши проблемы. И они депутатов и чиновников не волнуют от слова совсем. В конце концов, вспомним классика: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Четвертое. Я не думаю, что новые поправки способно так уж сильно напугать и психотизировать «дорогих россиян». Хотя бы потому, что все, кто хотел испугаться за эти три года, - уже и так запуганы. Причем неоднократно. Остальные же вполне себе привыкли жить «двойной жизнью» в паутине фейковых аккаунтов, сомнительных онлайн-платформ и «левых» анонимных поисковиков. «Сидеть» в родном Рунете из «виртуальных» Праги и Милана. Но, тем не менее, следует четко понимать, что, очевидно, всех нас уже в самом ближайшем будущем ждут новые цифровые ограничения. Собственно, наиболее рьяные деятели российской «цифровой архаизации» их уже анонсировали. То есть, у всех пользователей WhatsApp – еще есть недели три-четыре для того, чтобы приготовиться к долгожданному триумфу такого вот специфического «цифрового суверенитета». Но и, разумеется, всем пользователям VPN-сервисов тоже не следует расслабляться.
В общем, цифровая трансформация в России – набирает обороты, всё более превращаясь в неуклонную «цифровую архаизацию» и внося свой «неоценимый» вклад в дезорганизацию и без того не очень упорядоченной повседневной жизни российских граждан.
Печать