Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о социальной составляющей беспорядков в Махачкале.Антисемитские выступления в Дагестане и Карачаево-Черкесии, попытка поджога Еврейского культурного центра в Нальчике – это очень тревожные симптомы болезни общества. Вне зависимости от того, были ли подобные выступления инспирированы извне, очевидно, что зерна ненависти упали на плодородную почву.
Судя по видеозаписям из аэропорта Махачкалы, захваченного бунтующей толпой, в ней были в основном молодые люди спортивного вида. Сотни молодых людей. Представьте, с какой легкостью они поддались на провокационные заявления, организовались, захватили и разгромили режимный объект. А если бы это был не аэропорт, а, скажем, военная часть – такое, кстати, имело место в Таджикистане в начале девяностых годов.
Одна из социально-культурных предпосылок того, что молодежь в Дагестане или других республиках легко «поджечь», – это так называемый youth bulge (молодежный бугор). Социологи описывают данное явление как переизбыток молодого населения. Часто это мигранты из сел в города, соглашающиеся на низкоквалифицированную малооплачиваемую работу. Это население в минимальной степени связано жесткими культурно-правовыми нормами. Знали ли захватчики аэропорта, что им грозит? Как минимум, до 15 лет лишения свободы, напомню! И это не остановило их от крайних форм противоправных действий.
Подобное наблюдалось в разное время в разных регионах и странах. Youth bulge – это предпосылка к возникновению разных радикальных форм социального протеста. Кроме событий в Таджикистане можно вспомнить, скажем, «Арабскую весну».
Естественно, с этой молодежью необходима государственная работа: нужно запустить для нее социальные лифты, стимулировать самозанятость. Чтобы молодежь пыталась реализовать себя не в протестных формах, а в легальных, конструктивных, общественно полезных. Канализировать энергию таких молодых масс – это задача государства, бизнеса, религиозных лидеров. Канализировать в чем угодно, от предпринимательства до волонтерства.
Печать