Политический аналитик Леонид Попов – об исторических параллелях событий в Дагестане.Мало кто, разумеется, помнит, что последний официально зарегистрированный в СССР еврейский погром случился (внимание!) 7 сентября 1945 года (еще раз внимание!!) в послевоенном Киеве.
В массовые беспорядки тогда перерос, в общем-то, чисто бытовой, если не сказать, квартирный вопрос: спор из-за квартиры, в разное время принадлежащей семьям разных национальностей. Красноармеец, сын одной из временных хозяек в отпуске вместе с приятелем-сержантом попытались разрулить вопрос, но у них ничего не вышло. В отместку и по пьяни они избили первого попавшего еврея. Который на их беду оказался сотрудником НКГБ (пусть и связистом, но старшим лейтенантом). И который, придя в себя, переодевшись в форму, прихватив табельное и (зачем-то) жену, вернулся и после короткой перепалки застрелил обоих обидчиков и, оставив жену, бежал, но был задержан подоспевшими милиционерами. Быстро собравшаяся толпа избила жену и двух очередных случайных евреев, которых в тяжелом состоянии с трудом удалось отбить милиции.
В день похорон военных начались беспорядки. Был разгромлен Галицкий рынок, ряд принадлежащих евреям магазинов. Сотни евреев были избиты, десятки попали в больницы, пятеро умерли. Еще одного – того самого, первого попавшегося еврея – потом расстреляли по решению суда. Был ли наказан кто-то еще, история умалчивает.
А, например, самый известный погром в послевоенной, но еще не совсем советской Польше состоялся в городе Кельце 4 июля 1946 года. Предлог, как вскоре выяснилось, – надуманно-типовой, похищение евреями сына местного сапожника. Тогда, по свидетельствам очевидцев, при полном попустительстве местных органов правопорядка было убито более 40 человек и около 50-ти получили увечья. К вечеру в город ввели дополнительные силы, и в тот же день было арестовано более ста участников погрома, в том числе 34 солдата и офицера Польской народной армии и 6 должностных лиц Управления общественной безопасности. Уже через 5 дней 11 человек было приговорено к смертной казни, еще несколько получили крупные сроки. В случившемся обвинили эмигрантское правительство Польши в Лондоне и подполье Армии Крайовой. А всех оставшихся в городе евреев срочно вывезли в Варшаву в «бронированном вагоне».
К чему это все? Ах, да, мораль:
– Погрома как такового, если не искать хозяев магазинов, разгромленных в местном аэропорту, в Дагестане не случилось. Но не благодаря, а вопреки.
– Во всем, разумеется, виноват Запад, ну и немного внутренние проблемы.
– Правоохранителям, даже если их бьют, нужно, в первую очередь, охранять права, ведь из них получаются отличные козлы отпущения.
Печать