Financial Times сообщила о возвращении в Россию более 15% релокантов. По данным издания, свыше 820 тыс. человек уехали из России с начала СВО, однако 15% из них уже вернулись – временно или навсегда. Газета отмечает, что россияне за границей «теряют деньги, статус», у многих снижается качество жизни. В связи с этим трендом у российского общества нет единого мнения о том, как относиться к «возвращенцам», стоит ли их «понять и простить» или, напротив, подвергнуть социальному остракизму.
Каждый случай индивидуален, нет смысла всех грести под одну гребёнку, комментирует сложившуюся ситуацию руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.Кто-то был вынужден был уехать следом за своим работодателем, например, чтобы не разрушить многолетнюю карьеру, не начинать всё сначала и не потерять в доходах. Сюда же в большинстве своём относятся и пресловутые IT-специалисты, которые вообще могут работать на удалёнке, но, по всей видимости, были поставлены перед выбором «релокация или увольнение». У кого-то есть хронические заболевания, и поддержание нормального качества жизни зависит от прекращённых поставок зарубежных лекарств, не имеющих российских аналогов. Кто-то просто испугался за жизнь близких – в связи с постоянными терактами с украинской стороны и так далее. К этим людям, на мой взгляд, нет никаких претензий, если они решат вернуться. Разве что на уровне «ложечки нашлись, но осадочек остался».
Гораздо больше вопросов к тем, кто бежал от мобилизации, «штурмовикам Верхнего Ларса». Опять же, с точки зрения закона они ничего не нарушили, поэтому никакой юридической ответственности за свои действия «бегуны» не понесут. Другое дело, отношение к ним со стороны общества, мягко говоря, будет негативным и «подозревать» их в патриотизме уже никто не будет. Однако и этим людям нужно дать право на исправление своих ошибок, если они решат вернуться в Россию.
Но совсем другое дело – те люди, которые не просто сбежали из страны, а сознательно, на протяжении многих лет работали в интересах западных стран, агенты западного влияния. Те, кто, сбежав, обливали помоями и клеветали на нашу страну и армию, отдавали часть своих доходов на финансирование ВСУ. Каждого такого человека, в случае его приезда в Россию, компетентные органы должны тщательно проверить на предмет наличия в его действиях и словах состава преступления или административного правонарушения. Но и к «чистым» перед законом, если таковые всё же найдутся, российское общество должно проявить нулевую терпимость, сделав их пребывание в нашей стране максимально дискомфортным.
Важно понимать, что, в отличие от предыдущей группы, которые не являются патриотами, эти люди – типичные предатели. Их уже не переделать, это иноагенты, которые целенаправленно работали против нашей страны. Они представляют угрозу национальной безопасности России, и с ними государство и общество должны бороться совместно.
Печать