Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о российской несистемной оппозиции.Ситуация с российской оппозицией за рубежом вызывает ассоциации с фразой Гегеля «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». Сто лет для «белых» это была трагедия.
Прежде всего, потому что они проиграли гражданскую войну и были вынуждены покинуть страну, а во-вторых, потому что они были патриотами – действительно любили Россию и хотели для неё лучшей судьбы. Современная же несистемная оппозиция сделана совсем из другого теста. Их никто не выгонял из страны – они сами побежали за границу двумя волнами: сначала – когда началась СВО, а затем – когда была объявлена частичная мобилизация. Их взгляды не имеют ничего общего с патриотизмом – это западники-неолибералы потребительского толка, готовые продать страну за 30 сребреников, чем они, собственно, и занимаются.
Их активность направлена вовсе не на то, чтобы улучшить жизнь в России: они просто грызутся между собой за «место под солнцем» – за деньги США, Великобритании и других грантодателей – «защитников прав человека», – ведь на рынке «кто громче обтявкает Россию» существует очень высокая конкуренция. Таким образом, современная несистемная оппозиция представляет собой фарс.
Но есть у них и общие черты.
Как и «белая» оппозиция после гражданской войны, современные «несистемщики» не представляют никакой угрозы государству, потому что не пользуются авторитетом среди глубинного народа, так же далеки от него, как в своё время были далеки декабристы. Более того, сегодня, в период СВО, когда изобличители «режима», как тараканы, разбежались по заграницам, ничего, кроме презрения, они у народа не вызывают.
Неоднократно говорил о том, что одно из ключевых достижений СВО – очищение российского общества от прозападных «турболиберальных» элементов, потому что это свело к нулю их возможность влиять на общественные настроения внутри страны.
Сегодня им остается только раздавать друг другу интервью, транслируя западные нарративы, что авторитарная имперская Россия априори агрессивна и представляет собой угрозу всему «цивилизованному» миру. Но для Запада это уже малоинтересно – российские либеральные ЛОМы имели для них значение только тогда, когда «шатали» систему изнутри. Сейчас же у змеи вырвали ядовитый зуб, и для западных кураторов выхлоп от нашей несистемной оппозиции околонулевой.
Однако Запад, безусловно, не откажется от её финансирования, по крайней мере, в отношении наиболее видных «несистемщиков».
Во-первых, отказ от содержания российской оппозиции за рубежом будет негативно воспринят её «коллегами» в других странах: они поймут, что Запад их просто использует, не даёт никаких гарантий на случай форс-мажора и в любой момент может выбросить их на обочину, когда они станут не нужными. А это «плохо для бизнеса», как говорят американцы.
Во-вторых, Запад рассматривает оппозицию в России не как политический рычаг влияния, а, в первую очередь, в качестве информационного ресурса для обеспечения антироссийской пропагандистской кампании. Поэтому «борцы с режимом» и дальше продолжат верещать из-за границы, но уже без всякого вреда для нашей страны.
Печать