Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о приоритетах внешней политики премьер-министра Словакии Роберта Фицо.На минувших выходных широкое внимание привлекли парламентские выборы в Словакии. Дело в том, что на них победила оппозиционная партия премьер-министра страны Роберта Фицо, который является близким соратником Виктора Орбана, известен своей критикой украинских властей, негативным отношением к военной помощи Киеву и обещанием сделать всё, в том числе, на площадке Евросоюза, чтобы как можно быстрее начались мирные переговоры.
Так, в случае своей победы на выборах Фицо обещал, что Словакия больше не пошлёт Украине «ни одного патрона». Он вновь подчеркнул это уже после выборов: «вооружать Украину словацкие власти не будут». Кроме того, Фицо заявил, что в рядах ВСУ воюют фашисты, и в качестве примера назвал полк «Азов» (запрещён в России) – «явно фашистский полк». По словам Фицо, «его шокирует, что за рубежом перед ними расстилают красные ковры».
Возможный отказ Братиславы от военной помощи Киеву довольно много значит для Москвы, потому что в Словакии с советских времен остались военные заводы по производству боеприпасов 120-го, 122-го, 150-го калибров, которые активно применяются Украиной, между странами заключён контракт на поставки Киеву 150 тыс. единиц таких снарядов.
Также новый премьер Словакии считает, что Зеленский «начинает надоедать миру». Это действительно так, просто остальной Запад не хочет это пока признавать. Европа устаёт от Украины быстрее, чем США. Во-первых, поскольку мировая экономика опирается не на евро, Европа не может себе позволит в любой момент запустить печатный станок и до бесконечности раздувать мыльный пузырь госдолга. Во-вторых, в отличие от США, практически не торговавших с Россией, Европа очень ярко ощущает на себе последствия собственных ограничений в отношении России и ответных действий на них со стороны Москвы. В-третьих, Европа очень устала от огромного числа украинских беженцев, которые ведут себя по-хамски и считают, что им все должны.
Таким образом, Словакия, наряду с Венгрией, потенциально может стать еще одной страной, не разделяющей антироссийскую риторику. Вместе с тем, еще не факт, что Фицо сможет сформировать именно то правительство, которое хочет, так как он будет это делать в коалиции с лидерами других парламентских партий, и, очевидно, пойдёт на определённые уступки и компромиссы. И даже если это ему удастся, не нужно строить воздушные замки: Словакия – член ЕС и НАТО, поэтому есть обоснованные сомнения в том, что Фицо сможет реализовать свои обещания, особенно учитывая коалиционный характер будущего правительства. Мы ведь помним надежды Москвы на изменение внешней политики Рима в связи с приходом к власти в Италии правых «евроскептиков». В итоге первый международный звонок, который сделала Мелони в статусе премьер-министра, был адресован Зеленскому – со словами всесторонней поддержки.
Тем не менее, у Фицо совершенно другой политический вес и опыт, он уже дважды был премьер-министром Словакии, и его предвыборные и поствыборные высказывания в отношении Украины, как минимум, закрывают возможность тесных связей между Киевом и Братиславой. Для России же станет весьма ценным, если политика Фицо в Евросоюзе будет такой же независимой, как и политика Орбана. Дело в том, что решения там принимаются консенсусом, а Брюссель всегда испытывал затруднения с тем, чтобы договориться с непокорным Будапештом. Если же к нему присоединится и Братислава, внутренние разногласия в ЕС существенно усилятся.
Вместе с тем, европейской «первой скрипкой» является Германия, и в этом смысле интересно, что там происходят схожие процессы: правящая коалиция на фоне украинского кризиса активно теряет поддержку избирателей, а партия «Альтернатива для Германии», которая скептически относится к предоставлению военной помощи Украине, напротив, набирает популярность. Выборы в бундестаг состоятся в октябре 2025 года.
Печать