Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о статье Владислава Суркова о возможном объединении России с США и Европой в «Великий Север». Однажды Ходорковский* (включен Минюстом в список физлиц – иностранных агентов), под началом которого в свое время трудился Сурков (в банке «Менатеп», в ЮКОСе) охарактеризовал последнего как «исключительно одаренного пиарщика, очень талантливого креативщика, которому за талант можно простить все или почти все».
Действительно, Сурков не так часто пишет статьи, однако они неизменно приковывают общественное внимание. Вот и на этот раз он ярко «скреативил» публикацию, основным тезисом которой можно назвать следующую цитату: «что будет, если убрать с шахматной доски ложные фигуры? Будет Великий Север – Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер». А также: «наша победа изменит и нас, и так называемый Запад. Явится новым шагом к интеграции Великого Севера, где наша страна будет выступать как солидер глобального триумвирата».
Напомню, что Сурков был помощником президента и представлял интересы России в Контактной группе по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины. Недостаточно жесткая позиция Суркова как куратора украинского вопроса в числе прочих причин привела к необходимости урегулирования конфликта военным путем.
Сурков – человек с латентными либерально-прозападными взглядами, и его новая статья с очевидностью это подчеркивает. В частности, он считает, что Россия может стать «солидером в глобальном триумвирате глобального Севера – вместе с США и Европой». Первый вопрос: а зачем им Россия? Северная Америка и Европа исторически выступают единым «золотым миллиардом», «несут в мир демократию», образовали НАТО и множество других организаций с целью доминирования над различными неугодными режимами, в том числе такими, как Россия и Китай. США вообще опираются на принцип собственной исключительности, так для чего им с Европой нужен такой «третий лишний», который постоянно пытается проводить независимую политику? Где хоть какие-то предпосылки для такого развития событий? В 90-х – первой половине нулевых, после распада СССР мы действительно думали, что дружим с Западом, хотя были лишь его марионеткой, выступавшей, по сути, на птичьих правах «младшего регионального партнера». И все действия западных стран сегодня – это отчаянная попытка вернуть России этот статус.
Но времена изменились: Москва выступает и противостоит Западу на равных. И отсюда второй вопрос к Суркову: а зачем России нужен такой триумвират? Наша страна выступает за новое многополярное мироустройство, а США и их сателлиты хватаются за старый «порядок, основанный на правилах». Москва уважает устои, традиции и обычаи всех народов и требует того же от других стран, а Запад пытается насадить во всем мире «прогрессивный либерализм» воинствующих меньшинств. Кроме того, между Россией и Западом цивилизационный конфликт – наши интересы постоянно сталкиваются на глобальном геополитическом уровне. Например, Запад пообещал ещё Горбачёву, что НАТО не будет расширяться на Восток, а в итоге почти дошёл до Украины.
Даже чисто географически попытка определить Россию в глобальный Север, мягко говоря, притянута за уши. Россия находится и в Европе, и в Азии, и на Крайнем Севере, и на Дальнем Востоке, а наши южные широты не уступают европейским.
Также непонятно, как Сурков видит этот триумвират при том зашкаливающем уровне русофобии, который демонстрирует сегодня Запад. От почти 50 пакетов санкций и попыток «культурной отмены» России до расчеловечивания русских как нации в рамках внутреннего общественного дискурса. Свежий пример: недавно в канадском парламенте чествовали 98-летнего ветерана-эсесовца только за то, что он когда-то воевал против русских.
Так что «ахинея» – это самая мягкая оценка для статьи Суркова. Нет, не было и не будет никаких оснований для стратегического союза России с США и Европой. Процессы, которые происходят сегодня, направлены на построение нового многополярного мира, а не на реорганизацию однополярного путем присоединения к нему России. Это не нужно ни Западу, ни России, ни тем более остальному миру.
Печать