Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) – о революционных изменениях в телеграм-пространстве.
Уже несколько месяцев российское тг-сообщество сотрясают громкие уголовные дела. На мой взгляд, эта ситуация закономерна. Но сначала небольшое отступление.
У части обществе всегда есть запрос на информацию, отличную от официальной: либо более подробную, либо (как считают читатели) «независимую от государства». Такой запрос будет всегда, в России его постоянно предъявляют около 5% населения. Корни уходят в механизм формирования социальных групп, не будем на этом подробно останавливаться. Главное, что запрос на альтернативные источники существует в любом обществе и не зависит от политической системы.
Учитывая этот запрос, на медиарынке всегда будут игроки, которые на него отвечают. В этом плане медийный рынок в России прошел несколько стадий развития, и на каждой были «независимые» СМИ.
В начале 90-х — телеканалы, в начале нулевых - печатные деловые СМИ, потому онлайн-СМИ, социальные сети с пабликами, и вот на смену им пришел Телеграм.
Каждый раз в сегменте, претендующем на центр «независимой» информации происходит один и тот же цикл: расцвет, кризис, приход крупных игроков, взятие под контроль государством, которое заставляет координировать и согласовывать с собой информационную политику.
Так что Телеграмм сейчас проходит тот же этап, что до него проходили другие медиасреды. Многие наблюдатели просто этого не видят.
Мы привыкли к изначальной политизированности телеграм-сообщества. Изначально, это был узкий сегмент, «игрушка» для элиты. В какой-то момент при помощи Телеграма элита начала передавать друг другу различной степени жесткости «приветы». Однако COVID-19 и особенно СВО привели к закрытию в РФ Facebook, Twitter и Instagram (признаны в РФ экстремистскими), которые до сих пор выполняли для некоторых функцию «независимых» источников информации. Это привело к мощному перетоку пользователей в телегу. Это уже не социальная сеть, не мессенджер, а полноценное медиапространство. По степени значимости - аналогичное телевидению и интернет-сайтам когда-то. Здесь есть свои крупные группы влияния, которые контролируют крупные сетки каналов. Причем у каналов может быть самая разная тематика: политика, трэш-контент, узкие отрасли.
На первом этапе расцвета медиапространства оно слабо подвержено регулированию. Его формируют те, кого можно смело назвать информационными флибустьерами — свободные агенты, которые делают то, что им нужно и как им нужно, зачастую из идейных соображений. Со временем, рынок расширяется, появляются деньги, туда заходят крупные игроки, которые подчиняют его себе и устанавливают прозрачные правила. Вместе с ними приходит государство, формирующее свод правил, по которым придется жить участникам. Затем, когда крупные игроки определились, а правила установлены, флибустьеров начинают вытеснять.
Казалось, наступил порядок, но есть проблема. Очень многие привыкли, что Телеграм позволяет вести довольно жесткую информационную политику. Сложился культ анонимности и безнаказанности. Часть свободных игроков не понимают намеков. Отсюда - уголовные дела и многочисленные посадки. Скоро этот процесс закончится, рынок политического Телеграма будет поделен и стабилизируется под контролем государства - таков закономерный итог очередного цикла.
Однако, как я писал выше, запрос на «независимые» источники информации никуда не денется. Поэтому можно ожидать, что через несколько лет появится новая медиасреда со своей «свободой» и флибустьерами, которая снова будет работать на соответствующий запрос все той же части общества. Она также переживет расцвет и закат – похоже, это бесконечный цикл.
Эмпирическим путем можно посчитать, что цикл занимает порядка десяти лет. Так что можно ожидать, что где-то уже зарождается новая медиасреда для тех, кто стремится получать информацию из неподконтрольных источников. Вопрос лишь в том, что это за среда, и кто первым из флибустьеров ее найдет и захватит.
Печать